75 лет трассе "АЛСИБ"

Сегодня в Красноярске началась международная научно-практическая конференция «Ленд-лиз. Маршруты взаимодействия против общего врага. 75-лет Красноярской воздушной трассе (Аляска-Сибирь)».

В рамках конференции в течение двух дней проходит  работа с участием историков, архивистов, краеведов, представителей общественных движений и организаций, в том числе Русского географического общества. Для участия в мероприятии приехал и представитель США,  вице-президент «Corporate Fellow  W.H.Merrill Society» Август Шефер с супругой.

Проведение юбилейной конференции в Красноярске не случайно, ведь Красноярский край – один из важнейших участков программы «Аляска – Сибирь» по перегону американских военных самолётов на фронты Великой Отечественной войны.

«В Красноярске был ключевой аэродром на трассе во время Великой Отечественной войны. На Восток это был крайний аэродром, специально оборудованный для взлёта и посадки самолетов любых типов. Это был крайний аэродром, имеющий бетонные взлетно-посадочные полосы, дальше шли только грунтовые. Красноярск был выбран как центр передачи самолетов от перегонщиков фронтовикам. После войны трасса имела очень важное значение для народного хозяйства. Трассу передали гражданскому воздушному флоту, и все аэродромы использовались в мирных целях», - отметил один из организаторов и участников конференции, сотрудник  Военно-инженерного института СФУ, член Русского географического общества Вячеслав Филиппов.

В свою очередь, руководитель комиссии Красноярского краевого отделения Русского географического общества по увековечиванию памяти Александр Матвеев сделал доклад об уникальной международной экспедиции – «Борт Тюрикова. Возвращение».

 

Этот проект Русского географического общества позволил эвакуировать легендарный самолёт С-47 «Дуглас», полученный по ленд-лизу в рамках программы «АлСиб» и совершивший аварийную посадку в таймырской тундре в 1947 году. В 2016 году его удалось вывезти в Красноярск.

 

Александр Валерьевич подробно рассказал обо всех этапах этой беспрецедентной экспедиции, планах на реставрацию и дальнейшее использование легендарного самолёта. Планируется, что  «Дуглас» станет одним из уникальных экспонатов «Музея освоения Севера», который планируется создать в Красноярске на острове Молокова.