"Адмирал Владимирский": курс к ледовому континенту

Флаг РГО на борту океанографического исследовательского судна "Адмирал Владимирский"

6 ноября из Кронштадта к берегам Антарктиды отправилось океанографическое исследовательское судно гидрографической службы Балтийского флота «Адмирал Владимирский».

Экспедиция в Антарктиду осуществляется впервые за более чем 30 лет. Основная научная цель исследований – уточнение морских карт в трёх морях Южного океана – море Космонавтов, море Лазарева и море Содружества.

В торжественной церемонии проводов приняли участие Главный штурман ВМФ России контр-адмирал Эдуард Луйк, начальник управления навигации и океанографии Минобороны РФ капитан 1 ранга Сергей Травин, командир Ленинградской военно-морской базы контр-адмирал Игорь Смоляк. Директор Департамента Исполнительной дирекции Русского географического общества (Штаб-квартира в Санкт-Петербурге) Виктор Сеничкин  передал флаг и экспедиционное задание РГО руководителю экспедиции, капитану 2 ранга Дмитрию Пунтусу. Материалы о ходе экспедиции будут размещаться на официальном сайте Русского географического общества.

 

img_2835.jpg


Виктор Сеничкин передает флаг РГО руководителю экспедиции Дмитрию Пунтусу

По сведениям Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации, в течение пяти месяцев плавания, будут проводиться грунтовые, гравиметрические и магнитные съемки, судовые метеорологические, аэрологические, гидрологические, гидрохимические, гидрооптические и другие наблюдения в прилегающих к Антарктиде морских акваториях.

img_2894.jpg


Главный штурман ВМФ РФ Эдуард Луйк

В связи с комплексностью исследований в состав  экспедиции вошли: группа военных гидрографов 6-й Атлантической океанографической экспедиции гидрографической службы Балтийского флота, представители Российского государственного гидрометеорологического университета, Института Арктики и Антарктики, а также представители Гидрометеорологической службы Вооруженных Сил России.

Всего по пути к шестому континенту  «Адмирал Владимирский» пройдёт по маршруту более 30 тысяч морских миль и возвратится в Кронштадт в апреле 2016 года. Океанографическое судно пересечёт Атлантику, пройдёт Гибралтарским проливом в Средиземное море, осуществит проход через Суэцкий канал. Далее, пересекая самые южные широты Индийского океана вдоль берегов Сейшельских островов и Мадагаскара, судно обойдет южную оконечность Африки и прибудет к берегам Антарктиды.

Экспедиция посетит порты Алжир, Суэц (Египет), Джигда (Саудовская Аравия), Виктория (Сейшельские острова), Мадагаскар, Мапуту (Мозамбик), Кейптаун (ЮАР), Малабо (Экваториальная Гвинея), Луанда (Ангола), Лиссабон (Португалия).

Перед антарктическим походом корабль в течение трёх месяцев проходил  плановый ремонт на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге, в ходе которого был дооснащен новой бортовой аппаратурой для гидрографических исследований.

Примечательно, что в 1982–1983 годах отряд океанографических исследовательских судов российского ВМФ в составе «Адмирала Владимирского» и «Фаддея Белинсгаузена» обследовал берега и прилегающие моря Антарктиды в ходе кругосветной экспедиции, проходившей по маршруту шлюпов «Восток« и «Мирный» (1819–1821 годы).

Тогда в ходе масштабных океанологических исследований экипажами судов и военными гидрографами были получены новые данные о рельефе дна, температурных режимах и солёности морской воды. Были подробно исследованы течения в акваториях берегов Антарктиды, детально изучены данные о грунтах и метеорологических элементах. Экипажи «Адмирала Владимирского» и «Фаддея Белинсгаузена» открыли и нанесли на карты 178 подводных гор и возвышенностей, уточнили местоположение 13 различных островов в Южном океане, в том числе островов Бове, Франклина, Бофорта, Петра I, Баунти, Антиподов, Скотта.

Российские военные гидрографы доказали отсутствие островов Терра-Нова и впервые определили положение Южного магнитного полюса после перемещения его с континента в море Д’Юрвиля. За 150 суток было пройдено более 33 тысяч миль, из них 13 тысяч во льдах и айсбергах. Примечателен тот факт, что «Адмирал Владимирский» в ходе экспедиции установил рекорд: судно в проливе Мак-Мёрдо достигло широты 78°15’ — самой южной точки, достигнутой отечественными судами. 

По материалам Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации 

Фото: Андрей Стрельников, Татьяна Николаева