АРКУЛЬ - ПОСЁЛОК ВЯТСКИХ РЕЧНИКОВ

Аркульский судостроительно-ремонтный завод имени Кирова. Фото предоставлено КОО РГО

Аркуль – это посёлок Кировской области, с которым связано развитие местного судостроения. Такой специализации способствовало удобное расположение Аркуля на берегу глубокого затона главной водной артерии области – реки Вятки. Более 100 лет назад в этом месте появились судоремонтные мастерские, которые дали начало новому посёлку, а впоследствии – судоремонтному заводу. Сегодня ОАО "Аркульский судостроительно-ремонтный завод имени Кирова" – крупнейший региональный центр производства судов с вековым славным прошлым и довольно туманным будущим.

Появление населения в районе будущего п. Аркуль связано с развитием судоходства на реке Вятке и разработкой леса в районе озера Широкий Аркуль. До этого на месте посёлка рос хвойно-мелколиственный лес с преобладанием березы и шумел могучий сосновый бор. По берегам реки из близлежащих уржумских деревень причаливали лодки марийских крестьян обдирать бересту и выгонять из неё дёготь, который они продавали в уездных городах Уржуме и Нолинске. Позднее ими был налажен ещё один промысел – добыча древесного угля в приречных лесах для нужд деревенских кузниц.  Уголь увозили в мешках из мочала (куль). Отсюда предположение, что от сочетания "куль угля" пошло название поселка Аркуль. С этим толкованием многие не соглашаются, так как в соответствии с топонимикой, слово "куль" тюркского происхождения и означает связь с водным бассейном: озером, заливом, затоном. "Ар" характеризует размер, по-видимому, длину.

На уголь и деготь был большой спрос на уездных рынках. В лесу близ Аркульского затона выросли первые домики посёлка, похожие на землянки. Позднее была построена контора купца и промышленника М. Шамова из с. Лаж. По краеведческим материалам, он занимался сплавом леса по рекам Вятка, Кама, Волга в южные районы, где можно было получить большую прибыль.

Паровое судоходство по реке Вятке началось в год отмены крепостного права. Чуть позднее, начиная с 1863 г., фирма купца Т. Ф. Булычева открыла регулярную буксирную перевозу грузов.  Ввиду бездорожья спустя примерно 10 лет (1874) им же было организовано регулярное пассажирское движение от Вятки до Казани двух пароходов –  "Булычев" и "Почетный". В начале XX в. на Вятке уже функционировало пять крупных судоходных кампаний или пароходств: "Товарищество Вятско-Волжского пароходства", "Торговый дом Небогатиковых", "Торговый дом Якимовых", "Торговый дом Стахеевых", "Воткинский завод». Ведущим было Товарищество Вятско-Волжского пароходства, возглавляемое Т.Ф. Булычевым, которого М. Горький избрал прототипом в пьесе "Егор Булычев и другие". В 1902 г. в нём имелось 36 пароходов, а основной капитал составлял 3 миллионов рублей.

С середины 90-х годов XIX в. в Аркульском затоне стали появляться первые стоянки для нужд проходящих по Вятке пароходов. В 1894 г. на берегу Аркульского затона появилась маленькая избушка, где имелись верстаки и небольшой набор инструментов для ремонта судов. По существу с 1903 г. здесь началось зарождение села, а несколько позднее и аркульского судостроения.

В начале XX в. судовладельцев Булычева, Небогатикова, Тырышкина, Александрова и других перестал устраивать прежний Иловатский затон. Булычев повел переговоры с Орловской земской управой о продаже территории для расширения затона, но управа запросила дорого, тогда судовладельцы осмотрели Аркульский затон и сочли его подходящим для стоянки судов и строительства судоремонтных мастерских. Их внимание привлекла обширная акватория, удобное расположение и большое количество деревень в округе, которые обеспечивали рабочей силой мастерские и суда командой.

В 1912 г. в Аркульском затоне были созданы мастерские для ремонта и зимнего отстоя судов и началась вторая жизнь Аркуля. Этот год стал датой рождения поселка.  На баржах из Иловатского затона были перевезены судоремонтные мастерские со слесарным оборудованием. В них разместились токарный, слесарный и столярный цехи. Тогда же на первых баржах судовладельцы привезли и деревянную церковь из села Иловатка Орловского уезда, а с ними и 4 деревянных жилых дома.

Перевозка мастерских вызвала прилив трудовых ресурсов. Наспех строились дома, бараки для рабочих и сараи. Квартиры в домах предоставлялись мастерам, капитанам, механикам. Рабочие и оставшиеся на зиму матросы жили в бараках, в которых было холодно, обогреться было негде, спали в той же одежде, в которой работали. Тяжелое положение рабочих усугублялось тем, что медпункт и больница в посёлке отсутствовали. Долгое время не было и организованной торговли. Продукты питания покупали у приезжих купцов, у крестьян, зачастую по спекулятивной цене или же ходили в село Петровское за шесть верст. В 1914 г. открылась начальная школа.

События революционных лет изменили ситуацию в посёлке. В 1918 г. на реке Вятке была проведена национализация флота, рабочие Аркульских мастерских отстранили от руководства представителей судовладельцев и избрали управляющим затона капитана парохода А.И. Сарычева. Организация производственной жизнью речников с 1918 г. осуществлялась деловым советом. В него входили С.И. Баранов, А.Я. Груздев и А.П. Львов. В годы гражданской войны был организован 5-й Вятский дивизион Волжской флотилии, куда входили пароходы "Александр", "Дед", "Вятка" и другие. Бронированием судов, которое заключалось в укреплениях из мешков с песком, руководил А.П. Львов. Так появилась эскадра боевых кораблей, переоборудованная из вятских мирных судов. К тому времени войска Колчака захватили левый берег Вятки на протяжении 220 км от устья до н.п. Донаурово. С ними вятский дивизион сражался у Шишкинского яра, в Рожках, в Гоньбе. Он помогал переброске частей 28-й Азинской дивизии на Елабугу и сорвал переправу белых войск на правый берег, затем участвовал в боях на реке Каме, Белой и Чусовой. Колчак под ударами красноармейцев был вынужден отступить в Сибирь. В ходе боев часть флота погибла и с 1920 г. его пришлось восстанавливать или ремонтировать.

В годы предвоенных пятилеток развивается техническая база пароходства, в 1930 г. в Аркуле создается судоремонтный завод. После реконструкции цехов в 1932 г. он становится крупнейшей базой на Вятке по ремонту и зимнему отстою флота и получает статус судоремонтного завода "Память Кирова". В 1940 г. на заводе началось строительство новых судов.

В 1941 г. большое количество аркульских речников ушло на войну, многие из них погибли, защищая Родину. В годы Великой Отечественной войны аркульские суда (пароходы и газоходы) в качестве боевых тральщиков принимали участие в Сталинградской битве. Был вновь создан Вятский дивизион Волжской флотилии в составе парохода "С. Костриков", газоходов № 12, 14, 16 и 17. Все они участвовали в расчистке фарватера реки Волги от немецких мин в районе Сталинграда. Два газохода № 12 и 14 подорвались на минах и затонули вместе с экипажами, среди которых были аркульские речники.

В послевоенные годы развитие и создание судостроительной базы в Аркуле продолжилось. С 1958 г. на Аркульском судоремонтном заводе "Память Кирова" началось строительство металлических барж грузоподъемностью 500 и 600 тонн, в том числе тоннажа для перевозок хлебных грузов (зерно, комбикорма, мука и т.д.).

В 1974 г. ремонтно-эксплуатационная база была переименована в судостроительно-судоремонтный завод «Память Кирова» Вятского речного флота. В этот период происходило интенсивное обновление всех видов флота, а также средств плавучей и береговой механизации. Проводились ремонтные работы пассажирских теплоходов типа «Заря», буксирных теплоходов мощностью 150 л.с., 300 л.с., 450 л.с., вспомогательных судов. Во все годы существования на заводе шло производство новых типов речных судов, ежегодно спускались на воду до 12 теплоходов и 6 барж. Это были композитные баржи, баржи-площадки, бункерные баржи, дебаркадеры, рыболовные боты, пассажирские и грузовые теплоходы и другие объекты.

С 1985 г. освоили строительство серии судов буксиров-толкачей, на которых впервые в стране применена принципиально новая схема изолирования источников шума и вибраций. Одиннадцать таких судов было изготовлено для Вятского речного пароходства.

Аркульское судостроение отличалось высоким качеством. Построенный здесь буксирный теплоход «Вятский-201» был удостоен медали Выставки достижений народного хозяйства в Москве в 1991 г.

С 90-х годов XX в. наступили сложные времена для завода. В 1993 г. произошло разделение судостроительной и ремонтно-эксплуатационной базы флота на 2 предприятия: эксплуатационное (транспортные перевозки) и судостроительно-ремонтное. Часть завода, Аркульская база флота, осталась в составе пароходства и после скорого банкротства, владельцем его стал частный предприниматель, с сохранением прежнего названия "Вятское речное пароходство". Это предприятие получило статус Аркульского участка ООО "Вятское речное пароходство" и занимается только транспортными перевозками. Завод, основное предприятие, вышел из состава пароходства, получив статус ОАО "Аркульский судостроительно-ремонтный завод имени Кирова". 

Сегодня ОАО "Аркульский судостроительно-ремонтный завод имени Кирова" – одно из крупнейших в Кировской области предприятий по строительству и ремонту судов.

В 1997 г. завод прошёл освидетельствование и сертификацию в международном "Бюро Веритас", а годом позднее – аттестацию сварочного производства в международной инспекции. Это позволило выпускать продукцию, соответствующую европейским стандартам. Предприятие имеет свидетельство о признании Российского речного регистра № 1429 от 15.07.2005 г.

arkulskiy_slip.jpg


Аркульский слип. Фото предоставлено КОО РГО

Привезенный в Аркуль из Эберсвальде мощный портальный кран обслуживает заводской слип. В сложные реформенные годы он стал одним из средств для получения заводом гарантированного дохода. Кран необходим для ремонта или проведения осмотра подводной части корпусов судов, в котором нуждается практически весь флот на Вятке. Иногда такие заказы поступают с Камы и с Волги.

В 2000 г. для российской компании был построен пассажирский теплоход нового проекта "Байкал". По коммерческим заказам были выпущены прогулочный комфортабельный теплоход суперкласса – по типу президентского судна "Россия" – и теплоход для юных моряков в Ярославле.

С 1997 г. завод успешно работал с нидерландской компанией "Рейн Трейлер Транспорт Роттердам", поставляя по две баржи в год. Высота борта такой баржи – 4 м, длина – 83 м, ширина – 12 м, грузоподъемность – 3000 т. Выполнены и другие зарубежные специальные заказы. Баржа "DYNAMICA": длина – 91 м, ширина 11 м, вес 500 т, грузоподъемность – почти четыре тысячи тонн. Она предназначена для перевозки транспорта.  К заказчику баржа была отправлена с попутным грузом: в её трюме было ещё нефтеналивное судно (топливный заправщик), два комплекта трюмных крышек, шесть счальных лебедок и две аппарели – подъемные устройства для заезда машин.

barzha_malaga_dlya_niderlandov.jpg


Баржа «Malaga», построенная для Нидерландов. Фото предоставлено КОО РГО

Требования европейских стандартов очень высокие. Например, толщина слоя краски на судне тщательно замеряется заказчиком при приёмке. Покрытие должно быть в три-четыре слоя, тогда оно будет соответствовать требуемому нормативу в 180-200 микрон. Одна приемка (техническая) заказчиком проводится на территории завода, другая (коммерческая) – по прибытии баржи в Санкт-Петербург.

provod_barzhi_buksirovshchikami_iz_zatona_v_vyatku.jpg


Провод баржи буксировщиками из затона в Вятку. Фото предоставлено КОО РГО

Сегодня ОАО "Аркульский судостроительно-ремонтный завод имени Кирова" –  единственное промышленное предприятие в посёлке с населением три тысячи человек, и  развитие пгт Аркуль напрямую связано с будущим этого предприятия. Однако у завода нет устойчивых заказов и будущее аркульских корабелов и посёлка похоже на незавидную судьбу тысяч подобных им российских монопредприятий.


И.М. Татаренко (МКОУ СОШ п. Аркуль) и И.Ю. Алалыкина (ВятГУ, Киров) – по материалам местной печати