Человек уступил дорогу дикой кошке

Первый в России экологический тоннель восстановил нарушенные автодорогой миграционные пути дальневосточных леопардов. Об этом свидетельствуют многочисленные следы редких кошек на Нарвинском перевале и данные с фотоловушек нацпарка "Земля леопарда".

tonnel.jpg

Фото предоставлено ФГБУ "Земля леопарда"
Фото предоставлено ФГБУ "Земля леопарда"

Нарвинский автодорожный тоннель был открыт в марте 2016 года. Длина тоннеля составила 565 метров, высота — 5, ширина — 9,25 метра. Он значительно снизил угрозу для жизни животных, пересекающих трассу А-189 Раздольное – Хасан. В сопке был проложен автомобильный коридор, а сам перевал закрыт для движения и возвращен в полное владение обитателям национального парка "Земля леопарда" и заповедника "Кедровая падь".

Национальный парк "Земля леопарда" находится в Приморском крае и охватывает Хасанский, Уссурийский и Надежденский районы. На территории нацпарка живут самые редкие дикие кошки на Земле – дальневосточные леопарды. Кроме того, здесь можно встретить амурского тигра, рысь и дальневосточного лесного кота.

leo_92f_3.jpg

Фото предоставлено ФГБУ "Земля леопарда"
Фото предоставлено ФГБУ "Земля леопарда"

Еще 10 лет назад экологи заметили, что животные чаще всего перебегают дорогу именно в районе Нарвинского перевала. Из-за особенностей местного рельефа здесь образовались пути миграции, которые часто использовали как краснокнижные кошки, так и другие обитатели особо охраняемой природой территории. В связи с этим на дороге не раз сбивали тигров, а осенью 2015 года под колесами автомобиля погиб леопард Меамур.

В феврале текущего года установленные над тоннелем фотоловушки отследили передвижение одной из пятнистых хищниц через весь перевал. Видео наглядно демонстрирует, как самка Leo 92F без опаски переходит дорогу, оставляя позади свет фар и шум автомобильных двигателей. Вместе со скрывшейся в лесу кошкой миновала и угроза очередной трагедии – автомобильная трасса и тропа леопарда здесь больше не пересекаются.

Отметим, что создание Нарвинского тоннеля является отражением современной природоохранной тенденции, направленной на взаимовыгодное сосуществование человека и дикой природы. Хотя тоннель строился в первую очередь для сохранения популяции леопардов, данный проект значительно улучшил жизнь автолюбителям. Зимой благодаря подогреву проезжей части на въездах в тоннель здесь не бывает снега. Летом не образуются заторы, связанные с поднятой на дороге пылью. Кроме того, объект находится под круглосуточной охраной, а также оборудован средствами связи, которые могут пригодиться в экстренных случаях.

Фото и видео предоставлены ФГБУ "Земля леопарда"