Дневник экспедиции: 16 июля 2015 года

''На родине Тыко Вылки''
''На родине Тыко Вылки''. Фото предоставлено участниками экспедиции

… Так вот она какая, родина Тыко Вылки!

Судно подходило к Малым Кармакулам. И они действительно были малые (кстати, Больших Кармакул на карте нет): Шесть — семь домиков на голом, обдуваемом всеми ветрами мысе. Туда мы и должны отправить на два месяца полевых работ наших коллег, Видаса Кряучюнаса и Виталия Спицына.

dsc_1024.jpg

''Виталий Спицын и Видас Кряучюнас''
''Виталий Спицын и Видас Кряучюнас''

А что касается Ильи Константиновича Тыко Вылки, великого ненецкого художника, то он действительно родился здесь, в Малых Кармакулах, на Южном острове Новой Земли. Нам показывали во время лекционных занятий одну его картину: ненцы спасают из ледового плена карбас архангельского художника Александра Борисова (который потом спасет самого Тыко Вылку, разглядев в нем дар и отправив на учебу в Петербург). На холсте чернели среди льдов какие-то  условные человечки, а над ними волнистыми лентами змеилось северное сияние (москвичам, уже заскучавшим по дому, возможно, напомнившее люстры на станции метро "Баррикадная" — такие же волнистые, с подрагивающими при проходе состава металлическими пластинами).  Но здесь, у мыса, картина была другая. Горы, грязноватые снежники по склонам, мхи внизу, бочки, вышки, непонятные обелиски. И черные-черные скалы на входе в бухту, от которых ощутимо веяло птичьим пометом. Боцман "Молчанова" отозвал всех с носа за брашпиль и, надев защитные очки, резко крутанул что-то очень похожее на руль автобуса или грузовика. Загрохотала якорная цепь, в воздух поднялось облачко рыжеватой пыли. Люрики, стаями плававшие возле судна, бросились врассыпную, как обычно, молотя на взлете своими пингвиньими крыльями по воде — с тем звуком, с каким знамя полощется на ветру. Фанфар никаких не было. Просто спустили с кормы две лодки. Одну с братьями Кармакуловыми (теперь Видаса с Виталием стали называть так), другая — с ружьями, провизией и кое-каким научным оборудованием. Парни помахали на прощание, и лодки, сделав почетный круг, направились к берегу. А провожающие поспешили в столовую: было как раз время ужина. На двери в каюту Видаса и Виталия, где уже висел листок с надписью «Братья Кармакуловы» появилась приписка зеленым фломастером: «Мы будем скучать». И смайлик.

Пусть им сопутствует удача там, на родине Тыко Вылки!..

a77w9080.jpg

''Вездесущие люрики или малые гагарки - небольшой отряд птиц из семейства чистиковых (Alcidae)''
''Вездесущие люрики или малые гагарки - небольшой отряд птиц из семейства чистиковых (Alcidae)''

 

Как это делается в Америке

Есть время печалиться. И время веселиться. Грустно было высаживать коллег на мрачном и неприветливом берегу. Но зато приятно, что в этот же день, 16 июля, на судне в очередной раз отмечали день рождения: нашему американскому гостю Дэниэлу Паэурсу исполнилось 27 лет. И по этому случаю он подготовил лекцию-презентацию о своей работе. Выпускник престижнейшего колледжа Миддлберри (штат Вермонт) по специальности «Молекулярная биология и биохимия», Дэниэл теперь трудится на другом конце континента, в штате Аляска. Место работы — Исследовательский центр проблем жилищного строительства в условия холодного климата (CCHRC — Cold Climate Housing Research Centre). Должность — менеджер проектов.

deniel.jpg

''Дэниэл Пауэрс''
''Дэниэл Пауэрс''

— Одна из главных причин, почему я пришел сюда работать, — признался Дэниэл, — заключается в том, что Центр предлагает практические решения задач, о которых много говорят в связи с глобальным изменением климата. И что решения это в основном очень простые и могут быть осуществлены на деле в самые сжатые сроки.

Действительно, одно дело говорить о «зеленом девелопменте», а другое — предлагать что-то конкретное. Как и всякий нормальный американец, Дэниэл думает о практической стороне вопроса. Так же подходят к делу и его работодатели. Перед нами не только научный центр, но и конструкторско-испытательское бюро, и производственное объединение, и даже отчасти просветительская организация. Для инвестиций (в зависимости от характера проекта) привлекаются все возможные средства — правительственные фонды, частные капиталы, деньги из собственного оборота.

CCHRC предлагает немало интересных продуктов. Например, грунтовый тепловой насос: он забирает тепло из почвы и с его помощью нагревает воду в бойлере или пол. Да, это дороже привычного бойлера или теплого пола, но при условии, что вы будете жить в доме достаточно долго, то через 6 — 7 лет это в любом случае окупится.

Есть временное хранилище солнечной энергии, аккумулируемой в течение летних месяцев, чтобы использовать ее зимой.

Или совсем простая вещь: мобильная тестовая лаборатория. На колесной платформе устанавливается 9 образцов стен для дома. С этой платформой парни ездят по Аляске, предлагая  всем, кто думает о строительстве дома, выбрать себе такие стены, которые в наибольшей степени отвечают климатическим условия арктического региона.

a77w5957.jpg

''Айсберги''
''Айсберги''

Для городка Квинегак, славящегося своими пронизывающими ветрами и сильными метелями, CCHRC разработали многоугольный дом, сориентированный таким образом, чтобы в помещение, когда дверь в него открывается на входе или выходе, проникло как можно меньше холодного воздуха и снега.

Приходится решать и самые прозаические вопросы. Многие жители севера до сих пор справляют нужду в ведро и потом выливают все это куда попало. Все это сначала замерзает, потом оттаивает, но мерзлота не дает этой красоте впитаться в почву, так что все снова вымывается в водоемы, а значит и в питьевую воду, из-за употребления которой люди начинают болеть. Эти ведра и бадьи в шутку называют медовыми (honey buckets), но проблема серьезная: она означает, что системы стоков и коллекторов на налажены. Это и пытается решить  CCHRC.

На вопрос, есть ли у компании клиенты из России, Сибири или Арктики, Даниэл ответил односложным: «Нет».

 

А жаль. В тех же Малых Кармакулах исследователям явно бы не помешали умные и экологичные дома.