Дневник экспедиции: 5 июля 2015 год

Фото предоставлено участниками экспедиции

Ветер вдоль моря

Сегодня, 5 июля, планировалась высадка на Колгуеве – острове на востоке Баренцева моря. Однако её не случилось. Ни в 14.00, согласно первоначальному графику, ни вечером. А к концу дня от геоинформационного блока (во главе с Дмитрием Ковалёвым) поступили сведения, что и завтра полевые работы в этой точке могут оказаться под вопросом из-за сильного ветра. Для безопасной высадки его скорость не должна превышать 7–8 м/с. А он, ещё до того как "Профессор Молчанов" миновал Канин Нос на входе в Баренцево море, уже дул со скоростью 11 м/с, в порывах – до 13 м/с!

При таком ветре сопротивление судна растёт, а его ходовые качества, соответственно, снижаются. Если крейсерская скорость "Молчанова" составляет около 36–40 км/ч, то в течение всего дня 5 июля он шёл немногим быстрее 20 км/ч, вдвое медленнее, чем обычно! А между тем нужно было сначала выйти из горла Белого моря, проследовать вдоль Терского (западного) берега к мысу Святой Нос, оттуда повернуть к Зимнему (восточному) берегу, держа на Канин Нос по линии последнего векового разреза, чтобы гидрохимики могли отработать все беломорские точки, и только потом уже брать курс на Колгуев. Ясно, что тут просто не могло не случиться задержки.

Курс на Колгуев означал движение по широте, а ветер по-прежнему дул с севера. С одной стороны, скорость судна возросла, поскольку лобовое сопротивление уменьшилось, с другой – началась бортовая качка, самая неприятная и изматывающая даже при невысокой волне. И хотя она достигала всего 1 м, по громкой связи последовало распоряжение заштормовать (или правильно "принайтовать", то есть надежно закрепить) все необходимые для полевых работ приборы. Для лаптопов дневальная Лена заранее выдала всем желающим резиновые скатерки – они и сами не скользят по столешнице, и с них ничего не соскальзывает даже при сильной качке.

Участникам экспедиции оставалось только надеяться, что завтра ветер всё-таки стихнет. И вспоминать уходящий день.

Гарантировать узнавание

Когда нет высадок, на первый план выходит лекционная программа. Конспектировать материал, чтобы потом подготовиться к семинару и зачёту, не нужно. Плавучий университет сегодня нацелен в первую очередь на магистрантов и аспирантов, которые каждый в своем блоке сходу приступают к практическим работам. Лекции же носят скорее общеобразовательный характер. Одна из самых любопытных и полезных (за последние два дня в море) была прочитана как раз сегодня, 5 июля.

Во-первых, читал её один из ведущих российских почвоведов Сергей Горячкин, заведующий лабораторией географии и эволюции почв в Институте географии РАН (Москва).

Во-вторых, пока что единственный из лекторов, он рискнул излагать материал сразу на двух языках: сначала фрагмент по-английски, потом (тот же фрагмент) по-русски. Да, это существенно растянуло лекцию во времени, но все остались довольны: иностранцы – тем, что всё поняли, мы – тем, что существенно расширили словарный запас на обоих языках. 

Наконец, в-третьих и в-главных: Горячкин говорил о ландшафтах, которые участники экспедиции увидят своими глазами. А сходу опознать в лицо, допустим, полигонально-валиковую структуру (она же low-center polygon) или, уже прямо на Колгуеве, крупнобугристый болотный комплекс (он же palsa) – это дорогого стоит, поскольку будет означать реальную встречу. Вот он, ландшафт, – никуда не делся. А вот ваше узнавание.

Для сравнения: об истории освоения Арктики можно знать сколь угодно много, но её следов на деле – мало, а первых героев-полярников – тех и вовсе давно нет на этом свете. Немногим лучше и флора с фауной. Даже если вам, к примеру, прекрасно знаком нарвал, лично вы ему не знакомы совершенно. И ждать, пока вы появитесь в нужном месте в нужное время, он не собирается. А ландшафт всегда на месте, никуда не убежит. И радость узнавания хотя бы одной из его черт после лекции Горячкина – гарантирована.

Сам же ученый, которого пригласили в экспедицию специально с целью проведения мастер-классов для молодых почвоведов, надеется отыскать в Арктике то же, что пару лет назад обнаружил в сухих пустынях Антарктиды: примитивные, первичные почвы (мелкоземы), которые существуют и развиваются прямо внутри камней и скальных пород, чтобы укрыться от сметающих всё живое на своём пути наждачных ветров – с ледяной крошкой и даже песком. Учёный считает это одним из главных своих открытий. И рассчитывает повторить его на арктическом материале.

Издатель на борту

Когда были получены не слишком утешительные прогнозы относительно завтрашней высадки, обстановку на судне заметно разрядила Раиса Неяглова-Колосова, генеральный директор издательства Paulsen, единственного издательства в России, которое специализируется на полярной литературе.

Сначала несколько слов о самом предприятии. Оно существует уже 10 лет и начало свою деятельность с издания "Северной энциклопедии", огромного фолианта весом 2,5 килограмма. В этом томе были по возможности собраны все имевшиеся на тот момент сведения по Северу России. В 2015-м Paulsen решил подготовить второе издание энциклопедии – расширенное и дополненное. За это время заметно активизировались международные отношения в Арктике, чему раньше пристального внимания не уделялось, появились новые знания по геологии, биологии, другим дисциплинам, и в связи с этими проектами издатели стали особенно тесно сотрудничать с Северным арктическим федеральным университетом, хотя, конечно, сотрудничество началось гораздо раньше: для выпуска любой книги Paulsen требуются не просто редакторы, а ещё и специалисты в своих областях: гляциологи, биологи, географы, океанографы, международники...

Одним словом, директора издательства наконец пригласили в экспедицию. И 5 июля она прочитала лекцию о погружении на дно Северного Ледовитого океана в точке Северного полюса двух глубоководных спускаемых аппаратов "Мир" (это случилось 2 августа 2007 года, и в означенной точке на глубине 4261 м был тогда установлен титановый флаг России).

Всё дело в том, что на одном из этих аппаратов находился основатель и владелец издательства Фредерик Паулсен. Это миллиардер, предприниматель мирового масштаба. Ему принадлежит фармацевтический гигант "Ферринг" (Ferring Phrmaceutical). Но главное увлечение его жизни – полярные путешествия. Он – единственный человек в мире, который поставил перед собой задачу посетить все восемь полюсов Земли и в течение 13 лет её исполнил (для справки: в каждом полушарии есть свой географический, магнитный и геомагнитный полюса, а также пояс относительной недоступности, итого 4х2=8). Паулсен оказывает поддержку российским арктическим программам. Он – член Попечительского совета Русского географического общества. И это он дал на погружение "Миров" $3 млн – с тем условием, что ему также разрешат спуститься в одном из аппаратов. И так вышло, что этот второй "Мир" на время пропал с радаров. К счастью, им всё-таки удалось подняться наверх: командир Евгений Черняев каким-то чудом отыскал во льду полынью, успевшую не только сместиться в сторону, но и уже грозившую затянуться совсем. Так что бывают вещи пострашнее боковой качки, не правда ли? И это не позволяет раскисать.

Раиса Неяглова-Колосова после лекции показала некоторые книги издательства, которые планирует передать САФУ. "Paulsen" хоть и существует на спонсорские деньги и беллетристикой не занимается, но и здесь случаются исключения – в виде настоящих бестселлеров. Например, уже в третий раз за год переиздаются арктические дневники сэра Артура Конан Дойла, которые тот вёл в 1880 году, когда поступил судовым врачом на китобойное судно "Надежда" и отправился на промысел к берегам Гренландии, – был и такой эпизод в жизни создателя Шерлока Холмса. Много лет спустя в своих мемуарах писатель отметит: "Не сомневаюсь, что здоровье моё во все последующие годы обеспечила восхитительная свежесть арктического воздуха, что источником моей энергии в немалой степени стало это плаванье".   

Может, и нам этот воздух добавит энергии, что бы ни говорили судовые медки о жестоком нраве высоких широт...

Фото предоставлено участниками экспедиции