Добыча кобальта

Кобальт — это серебристо-белый, слегка желтоватый переходный металл с розоватым или синеватым отливом. Его соединения известны человеку с глубокой древности. Первоначально кобальт нашёл применение в качестве синего красителя при производстве предметов декоративно-прикладного искусства, стекла, эмалей, фарфора и керамики и др.

В наше время рост спроса на литий и кобальт генерируют производители смартфонов и прочих гаджетов, а также электромобилей. Всё это работает на литий-ионных аккумуляторах, для которых помимо обычных промышленных металлов, требуются литий и кобальт. И, если для производства батареи смартфона достаточно всего 10 г. кобальта, то для аккумулятора электромобиля – в среднем около 20 кг. К сожалению, мировые ресурсы кобальта неравномерны, а добыча кобальта недостаточна.

Демократическая Республика Конго (ДРК) поставляет более 70% мирового кобальта, занимая первое место. В то же время Китай является крупнейшей страной по переработке и потреблению металла, на долю которого приходится 67% и 52%, а само производство кобальта составляет всего около 1%.

Немалая часть конголезского кобальта добывается в небольших «копанках», вручную. Работники, не имеют специальной одежды и защитных средств,а также элементарных познаний. Кобальтовые руды очень токсичны, вдыхание кобальтовой пыли, которая в значительных количествах образуется при такой работе, вызывает смертельные легочные заболевания.

Металлы также добываются и глубоководными путями. Кобальт, медь, никель и марганец получают из конкреций – минеральных образований, которые усеивают морское дно на глубине 4–6 км. При этом они являются важной средой обитания для многих видов. Попытки восстановить морские экосистемы путем замены полиметаллических конкреций искусственными глинистыми конкрециями обойдутся в $5,5–5,7 млн. ​​за 1 км2. Кобальт хорошо усваивается организмами рыб, а также сельскохозяйственными растениями, при орошении которых используются сточные воды. Более 700 учёных предупреждают о том, что глубоководная добыча может создать необратимые риски ущерба для природы и климата, последствия этого ущерба будут ощущаться в будущем несколькими поколениями.

Некоторые европейские компании создают батареи из морской воды, которые можно будет повторно использовать в различных целях. Мы не знаем, чем заменить кобальт и другие металлы, чтобы это не нанесло ещё больший вред экологии. То, с чем нам приходится сталкиваться сейчас – абсолютно негуманно. Смогут ли люди победить жажду лёгкой наживы, пересмотрев приоритеты и начав ценить человеческую жизнь – единственное, что заслуживает внимания.


Источники:

Автор: Бикаева Анна, факультет Журналистики МГУ

Тэги: