Дорога, дорога, ты знаешь так много

В конце октября 2014 года совершен первый пробный экскурсионный маршрут по одной из ветвей Сибирского тракта. Представляем материал Ирины Краевской, журналиста газеты «Четверг», участницы экспедиции.

Сертификаты Омского регионального отделения Русского географического общества будут вручены первым туристам, прошедшим на внедорожниках участок Московско-Сибирского тракта от Омска до Нижней Омки.

Старый тракт наконец-то снова заработал. По нему проехали первые туристы. Чтобы это произошло, участникам нескольких экспедиций Сибирского краеведческого общества пришлось посидеть в архивах, проехаться на машинах и пройтись пешком по районам области, чтобы установить, где именно проходили старые дороги и для чего они служили. «Четверг» тоже несколько раз участвовал в этих походах. И вот то, ради чего все это было проделано, случилось.

Группа автотуристов под руководством омича Алексея Кузьминых и членов Русского географического общества прошла небольшую часть маршрута. Дорога от Омска до Нижней Омки занимает у обычных пассажиров, путешествующих рейсовыми автобусами, от силы три часа. Рейд внедорожников занял намного больше времени. Понятно почему: старые тракты не всегда совпадают с современными трассами, а потому приходилось преодолевать серьезные препятствия. Отсутствие комфорта с лихвой восполнили новые впечатления. От Юрьево путешественники поехали не по спрямленному участку (через деревню Кабурлы), а по старому участку вдоль Оми.

Туристы побывали в селах, некогда располагавшихся на главной Сибирской дороге: Круглово, Куликово (местные краеведы составили его подробный план по состоянию на конец XIX века), в Воскресенке (там для туристов будут интересны две действующих церкви), в Антоновке (это вообще уникальное место, поскольку именно там, а не в районном центре, расположен замечательный музей), на месте бывшей деревни Таволжанка (правобережная). Большой интерес к экспедиции проявила администрация Калачинского муниципального района. Первый заместитель главы Александр Ряполов даже рискнул пройти с участниками часть маршрута, несмотря на то, что не успел «переобуть» машину в зимнюю резину.

Жизнь, разумеется, открывалась путешественникам не только с радужной стороны. Горько было смотреть на неубранные поля с пшеницей, рожью, подсолнечником, ушедшие под снег. Увы, даже в день без осадков никто не спешил на жатву. Опустевшие дома и школы в деревнях, разрушенные конторы, разбитые вконец внутрипоселковые дороги… Кто способен повлиять на этот процесс постепенного и молчаливо-покорного угасания? Может, все-таки тот, кто, по-настоящему любит эту землю, кто не готов забыть свои корни и именно в них видит то основание, на котором следует строить настоящее и будущее?..