Дорога открытий

Фото: Алексей Белик, участник первого фотоконкурса "Самая красивая страна"
Фото: Алексей Белик, участник первого фотоконкурса "Самая красивая страна"

14 декабря на главном вокзале Новосибирска состоялась лекция, посвященная самой длинной в России железной дороге – Транссибирской магистрали. Перед слушателями выступила старший научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея Наталья Минина, которая рассказала об истории строительства Транссиба. Мероприятие прошло в рамках проекта "Дорога открытий".  

"Дорога открытий" – совместный историко-географический проект Русского географического общества и Российских железных дорог, посвященный 100-летию окончания строительства Транссиба.  

В рамках проекта с 11 октября 2016 года по 11 марта 2017 года на вокзалах крупных городов Транссиба (Нижний Новгород, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток) для пассажиров организованы лекции, кинопоказы и мастер-классы исследователей, ученых, путешественников, фотографов и членов РГО.

Наталья Алексеевна представила фотоматериалы из фондов музея, рассказала об истории строительства Средне-Сибирского участка магистрали, в том числе и железнодорожного моста через реку Обь, а также о влиянии этих событий на развитие города Новониколаевска (так до 1925 года назывался Новосибирск). Отдельная часть выступления была посвящена инженерам Григорию Будагову и Николаю Тихомирову, руководившим строительством моста.

dsc_4320_2.jpg

Наталья Минина. Фото предоставлено организаторами мероприятия
Наталья Минина. Фото предоставлено организаторами мероприятия

Транссибирская магистраль (Транссиб) была построена в 1891–1916 годах. Эта железная дорога впервые в истории России обеспечила надежную круглогодичную связь столицы с Дальним Востоком. На закладке магистрали первую тачку земли в котлован засыпал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.

В последующие годы Транссиб неоднократно модернизировался, этот процесс продолжается и по сей день.

История пассажирского движения по маршруту Москва – Владивосток насчитывает более 100 лет. В 1916 году, после завершения строительства большого моста через реку Амур началось прямое пассажирское сообщение от Москвы до Владивостока только по российской территории. До этого поезда прямого сообщения от Москвы до Владивостока следовали по Транссибирской магистрали и далее по Китайско-Восточной железной дороге. Время в пути в то время составляло 16 суток в одном направлении.

Напомним, первая лекция в рамках проекта "Дорога открытий" состоялась на Ярославском вокзале в Москве 11 октября 2016 года. Выступление Сергея Тархова, ведущего научного сотрудника Института географии РАН, было посвящено истории и географии Транссибирской магистрали.

Также в октябре прошла вторая лекция – "История Транссибирской магистрали". Перед пассажирами Омского вокзала выступила заведующая народным музеем революционной, боевой и трудовой славы Омской железной дороги Ирина Паршакова.

Кроме того, в ноябре была организована лекция-экскурсия для курсантов во Владивостоке, посвященная основанию Уссурийского участка Транссиба и сквозному проезду от Санкт-Петербурга до Владивостока по российской территории в 1916 году. Мероприятие провела Нелли Мизь, приморский краевед, член Русского географического общества.

А в Красноярске в рамках проекта состоялись занимательная викторина "Знаешь ли ты Красноярский край", лекция "Красноярский край на карте России" и лекция-фильм "Красноярский край глазами путешественника".

Следующие мероприятия в рамках проекта "Дорогой открытий" пройдут в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иркутске и Тюмени.

Материалы по теме: