"Дуглас" станет сердцем "Парка-музея освоения Севера" в Красноярске

Губернатор Красноярского края Александр Усс встретился с участниками международной экспедиции "Борт Тюрикова. Возвращение", организованной Красноярским краевым отделением Русского географического общества.

Открывая встречу, Губернатор края поблагодарил всех участников масштабного проекта, а также отметил, что реализация задуманного стала возможной благодаря профессионализму и неравнодушию большого числа людей из различных сфер.

"В преддверии Дня защитника Отечества мы с вами проводим необычную встречу и во многом символичную. В ней принимают участие все, кто имел непосредственное отношение к благородной и уникальной международной экспедиции. Самолет "Дуглас" в свое время стал символом дружбы, боевого братства двух великих государств – СССР и США. Благодаря энтузиастам из нашего отделения Русского географического общества, специалистам из-за рубежа, многим работникам наших предприятий, авиаторам, производственникам эта благородная миссия завершилась успехом. Мне тоже повезло побывать на месте работ, посмотреть, с каким энтузиазмом люди трудятся в непростых условиях для того, чтобы достичь серьёзного результата. Сегодня мы поговорим, как это было. Обсудим, как обеспечить вторую жизнь этого легендарного самолета, сделать его достойным экспонатом музея", – сказал Александр Усс.

Руководитель экспедиции, председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко поблагодарил за работу всех участников проекта и доложил о ходе реставрации самолёта.

"Искренне благодарю всех участников нашей экспедиции. Всех тех, кто нам помогал. Мы с вами сделали большое дело. Сейчас "Дуглас" находится в Красноярске. Своими силами мы частично уже реставрировали отдельные элементы самолёта. Полностью восстановлены основное шасси и блок управления радиокомпаса, удалось восстановить вилку хвостового колеса, переломанную пополам при аварийной посадке. Фюзеляж установлен на центроплан", – сказал председатель краевого отделения РГО.

Игорь Спириденко добавил, что в музеях России нет ни одного экземпляра самолета этого типа. Дальнейшее восстановление воздушного судна до состояния музейного экспоната должно выполняться с участием профессионалов. Красноярское краевое отделение РГО обратилось в Министерство обороны России с предложением поручить отремонтировать узлы и восстановить самолет специалистам воздушно-космических сил. Предполагается, что после реставрации "Дуглас" станет одним из главных экспонатов будущего парка-музея освоения Севера на острове Молокова в Красноярске.

Присутствующий на встрече глава города Красноярска Сергей Еремин поддержал идею разместить парк-музей именно на острове Молокова: "Проект музея грандиозный, мы уже обсуждали его с Артуром Николаевичем Чилингаровым во время его визита. Я поддерживаю подготовленную концепцию парка-музея и вижу развитие проекта в образовательных, культурных форматах. На данный момент готовится концепция развития острова Молокова, частью которого и будет Парк-музей освоения Севера".

Глава региона подтвердил необходимость подготовки концепции развития острова Молокова, одобрил идею размещения там Парка-музея. Губернатор добавил, что к этой работе необходимо привлечь крупные промышленные компании края: "Деятельность ряда наших крупных организаций связана с историей освоения Севера. Поэтому в таком центре должна быть представлена история с экспонатами, выставка достижений. А самолет "Дуглас" станет не только частью выставки, но и сердцем этого проекта".

Также в ходе встречи Александр Усс вручил участникам экспедиции почётные грамоты и благодарственные письма Губернатора края.

Для справки

Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" – это масштабная международная экспедиция по эвакуации из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас" С-47, который во время Великой Отечественной войны был получен СССР из США по программе ленд-лиза и доставлен в Советский союз по легендарному воздушному маршруту "Аляска-Сибирь".


В августе 2016 и апреле 2017 годов в Красноярском крае были реализованы два активных этапа экспедиции по эвакуации из тундры Таймыра самолёта "Дуглас" С-47, который 23 апреля 1947 года совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 км севернее поселка Волочанка. При посадке командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Максим Тюриков и часть экипажа отправились за помощью и трагически погибли, а оставшиеся люди 3 недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи. Они были спасены благодаря личному указанию И.В. Сталина возобновить поисковую операцию, которая была поначалу прекращена после первых вылетов в предполагаемый район падения.


В 2016 году был эвакуирован фюзеляж самолёта на внешней подвеске вертолёта "Ми-8", а далее по реке Пясина и Енисею на барже. По техническим причинам крылья на этом этапе остались на месте. Но в 2017 году, в год 75-летия "АлСиба", состоялась завершающая стадия экспедиции по эвакуации крыльев в Красноярск. Аналогов этой спасательной операции в России ещё не было.


С самого начала помощь и поддержку проекту оказывал и Александр Усс, в тот момент возглавлявший Законодательное Собрание Красноярского края. Ключевыми партнерами РГО выступили правительство края, министерство транспорта края, СФУ, МЧС, авиакомпания "АэроГео", "Енисейское пароходство", "Норникель", СУЭК, РУСАЛ и "Полюс", а также Координационно-Информационный Центр государств-участников СНГ по сближению регуляторных практик и НИИ Центр экологической промышленной политики.


В декабре 2018 года проект "Борт Тюрикова. Возвращение" был признан победителем Премии Русского географического общества в ключевой номинации "Экспедиция по России". Это ключевая награда в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Премию на официальной церемонии в Кремле вручил лично Президент Российской Федерации, председатель Попечительского совета РГО Владимир Путин.