head-bg-picture

Экологический авиаотряд очистит Арктику от мусора

Фото: Сергей Горшков

Фото: Сергей Горшков

Экологический авиаотряд очистит Арктику от мусора Экологический авиаотряд очистит Арктику от мусора

Путешественники и лётчики из экологического авиаотряда “Эклипс” готовятся к новому этапу работ по очистке арктической зоны полуострова Таймыр от бочек, металла и прочего мусора, накопленного за десятилетия. С 15 июля до конца сентября 2019 года в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края запланировано собрать не менее 25 тонн отходов.

Руководитель проекта, председатель Красноярской региональной общественной экологической организации "Природа Сибири", член РГО Игорь Чапалов путешествует всю жизнь. Добравшись до северного края Евразии – Таймыра, он увидел не только потрясающую природу, но и оставленный человеком мусор. У исследователя, а также других неравнодушных к судьбе Арктики людей – омских пилотов малой авиации из Авиаремонтного предприятия "Мотор" и путешественников из Красноярска и Норильска – родилась идея экологического авиаотряда "Эклипс". Проект получил поддержку Фонда президентских грантов, и летом 2018 года добровольцы приступили к работе. Они регулярно вылетают в тундру на самолётах Ан-2, мониторят экологическую обстановку, собирают и складируют недалеко от морского побережья мусор.

"Таймыр – это огромные территории арктической тундры и пустыни, на которых уживаются разные формы и виды биоразнообразия, и многие места полуострова ещё не тронуты человеком в хозяйственном отношении. Например, это территории Большого Арктического заповедника. Там живут белые медведи, моржи, морские зайцы, белухи, нерпы и другие животные, – рассказывает Игорь Чапалов. – Но есть и места, где во времена СССР работали полярные станции, обеспечивающие движение судов по Северному морскому пути. В Арктической зоне, рядом с местами пребывания людей, а также на побережье остались бочки из-под горюче-смазочных материалов, различный хлам, бытовые отходы, проволока, металл. Если убрать из тундры бочки, распилить их и сложить компактно в одно место, уже будет большая польза для экологии".

В этом году из Норильска в Диксон и бухту Эклипс завезут модульные вагон-блоки, уголь, авиатопливо, специальное оборудование. Здесь будут созданы условия для проживания волонтёров и лётного состава экологического авиаотряда и проведения работ по утилизации отходов. С июля по октябрь 2019 года запланированы полёты с аэрофотосъёмкой участков местности, подверженных антропогенному воздействию с определением общего объёма работ. Затем добровольцы будут собирать, сортировать и готовить к утилизации отходы с полярной станции Стерлигова и из бухты Эклипс.

Фото предоставлено участниками проекта

Фото предоставлено участниками проекта

Однако к настоящему моменту участники проекта не могут решить вопрос транспортировки отходов на Большую землю – в города, где есть возможность утилизировать мусор.

"Изначально предполагалось, что суда ледокольного класса, которые работают в Арктике, осуществив плавание, могли бы забирать этот мусор. Но пока мы не знаем, с кем конкретно обсудить этот вопрос. Например, на полярной станции Стерлигова скопилось большое количество отходов. Станция находится в ведомственном подчинении Управлению гидрометеослужбы (УГМС). Однако они не занимаются очисткой своих же территорий, несмотря на то что у них есть судно ледового класса "Михаил Сомов", которое может вывозить отходы. То же самое касается острова Диксон. Там расположен аэродром, который усеян бочками. Принадлежит он государственному предприятию "Аэропорты Красноярья". Однако и они не занимаются очисткой своих территорий", – комментирует Игорь Чапалов.

Фото предоставлено участниками проекта

Фото предоставлено участниками проекта

Если добровольцы смогут найти деньги, они наймут баржу для вывоза и утилизации отходов, а пока мусор планируется складировать в непосредственной близости от берега.

"Мы обратились в УГМС с просьбой помочь доставить в бухту Эклипс попутный груз. Они выставили счёт более чем на три миллиона рублей без учёта работы вертолёта. А всего получилось бы пять миллионов. Для нас это дорого. Поэтому было принято решение пока эти отходы складировать в непосредственной близости от берега, но не в зоне подтопления, и фиксировать их координаты. Потом, при наличии судов морского класса, планируется подвозить к кораблям на рейде отходы на больших плотах, которые мы уже изготовили на средства Фонда президентских грантов", – отметил Игорь Чапалов.

Фото предоставлено участниками проекта

Фото предоставлено участниками проекта

Исследователь признается: к Арктике его притягивает не только удивительная, неповторимая дикая природа, но и полная трудностей история покорения Севера.

"Когда читаешь полярную литературу – о Нансене, Амудсене, Толле, Норденшельде, Прончищеве – о том, как эти территории открывались, как тяжело они давались России, то начинаешь понимать, сколько экспедиций погибло при освоении Севера. И не можешь оставаться равнодушным. Тогда люди шли в неизвестность, без связи, оборудования. Они не знали, через сколько лет вернутся. Например, во времена Великой Северной экспедиции, чтобы попасть из Петербурга в Якутск, требовалось три года. И задаешься вопросом: а почему мы, современники, ничего не можем сделать для Арктики? – отмечает Игорь Чапалов. – Мы убеждены в том, что чистая Арктика – это престиж России и показатель того, что наша страна занимает достойное место как в развитии Арктики, так и в сохранении её для будущих поколений с  учётом рационального природопользования ресурсами страны".

Игорь Чапалов приглашает добровольцев присоединяться к проекту – для этого можно связаться с исследователем в "Вконтакте" и Facebook. 

Партнёры проекта: Фонд президентских грантов, Красноярская региональная общественная экологическая организация "Природа Сибири", Красноярское краевое отделение РГО, Авиаремонтное предприятие "Мотор".