Отчетная пресс-конференция по итогам завершения российской части историко-географической экспедиции «Байкал – Аляска» в 2017 году состоялась в экспозиционном отделе «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея.
За два летних месяца команда «Байкал – Аляски» преодолела на парусном катамаране «Искатель» более 7 тыс. км пути из Иркутска до Петропавловска-Камчатского, где 3 августа экспедиция сделала остановку до следующего года.
Тихоокеанский этап экспедиции будет продолжен в июне 2018 года. В планах организаторов пройти через Чукотку, вдоль побережья. Это наиболее безопасный маршрут, который также интересен в рамках историко-географической экспедиции, поскольку жители двух соседних полуостровов – Чукотки и Аляски – связаны исторически. В этом году интерес к проекту проявили жители Якутска, Магадана и Петропавловска. В следующем году планируется популяризировать маршрут для американской стороны, что может позволить продвинуть Иркутскую область на мировом туристическом рынке.
– Изучив подробно погодные условия, мы приняли решение, что оптимальное время для перехода по Берингову морю в конце июня – начале июля. Для понимания погодных условий: видимость не более 30 м, топ нашей мачты высотой 10 м иногда не было видно вообще, ветер достигал 25 м/с, волна сильная, короткая, море холодное – 5-10 градусов. Холодно, но весело – это наш неофициальный слоган, - рассказал руководитель экспедиции Анатолий Казакевич. – Когда три года назад мы начали готовить исторический маршрут по пути сибирских купцов, нас все убеждали, что дороги из Иркутска до Тихого океана нет. Но мы с командой уперлись и решили поискать. Выяснилось, что она есть.
Прохождение исторического пути за два года делает его более достоверным с исторической точки зрения, поскольку традиционно зимовка и строительство кораблей для морского перехода проходила у иркутских купцов в Охотске или на Камчатке, - заметил председатель Иркутского отделения Русского географического общества, заместитель директора Института географии имени В.Б. Сочавы СО РАН Леонид Корытный.
– Сейчас проходят много экспедиций, в том числе по линии Русского географического общества, но масштабы, конечно, не те. Мы впервые за последние годы объединили такое количество регионов Сибири и Дальнего Востока. И очень важно, что этот проект связывает прошлое и современность, – отметил он.
Руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина считает, что прохождение такого маршрута может стать главным событием в жизни любого туриста.
А с точки зрения развития отрасли, безусловно, эта экспедиция показала возможность и важность укрепления межрегиональных связей. Позитивный отклик мы получили во всех без исключения территориях – Якутия, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская область. Это один из самых масштабных и нестандартных проектов в сфере туризма, реализованных в нашей стране в этом году. И у него есть будущее с точки зрения выхода на международный рынок, и мы надеемся на поддержку этого проекта Ростуризмом, – уверена она.
Экспедиция «Байкал-Аляска» стартовала из Иркутска 30 мая 2017 года. Ее участники впервые за 150 лет проходят путь сибирских купцов, основавших первые русские поселения в Северной Америке. Общая протяженность маршрута – более 11 тыс км: через озеро Байкал, реки Лена, Алдан и Мая, Охотское и Берингово моря, а также два водораздельных хребта – в Иркутской области и на Дальнем Востоке. Всего в экспедиции заняты порядка 20 человек (по 6-8 человек на каждом этапе). Это жители Москвы, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска, Якутска, Камчатки.
Экспедиция включена в перечень мероприятий, посвященных празднованию 220-летия со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова) и 80-летия Иркутской области. Она также приурочена к 150-летию продажи Аляски, 210-летию установления дипломатических отношений между Россией и США, 200-летию прибытия русской эскадры на Гавайи. Проект получил поддержку Русского географического общества, Минвостокразвития и МЧС России. Профессиональная экипировка и масла для двигателей, гарантирующие прохождение экспедиции в экстремальных условиях, предоставлены ООО «Равенол Руссланд» (торговая марка RAVENOL). Генеральным информационным партером проекта является агентство ТАСС.