Экспедиция "Гогланд" глазами участника

Андрей Стрельников, историк, фотограф, петербуржец

Андрей Стрельников – заместитель директора Департамента Исполнительной дирекции  (Штаб-Квартира в Санкт-Петербурге) Русского географического общества. В 2005 году закончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. До Географического общества работал в Государственном Эрмитаже.

Начнём, пожалуй, с самого главного: каковы были основные задачи экспедиции?

Самое главное – это, прежде всего, то, что так называемые Внешние острова Финского залива, относящиеся к российской юрисдикции, с научной точки зрения являются почти «белым пятном». Только представьте: начало ХХI века, практически центр Европы – и неизведанные территории. Нет никаких системных данных об их геологии, морфологии, флоре и фауне, нет чётких представлений об их роли и месте в истории. Только разрозненные фрагменты, эпизоды, отрывочные сведения. Одним словом, для современного исследователя – это колоссальный подарок.

ris-19.jpg


Внутри маяка на острове Родшер

Что же касается майской экспедиции, то нашей целью было обследование островов на предмет нахождения объектов историко-культурного наследия, их описание, а также – кино- и фотофиксация увиденного.

Экспедиция по комплексному изучению острова Гогланд стартовала в 2012 году. Приоритетной составляющей проекта являются археологические и геологические изыскания, а также проведение поисковых работ в контексте изучения истории Великой Отечественной войны. В 2013 году археологи установили пределы распространения культурного слоя поселений на горе Хаукковуори, выявили каменные насыпи и обнаружили много петроглифов на берегу залива Варислахти, провели первичные раскопки в местах расположения бывших финских деревень Сюркюля и Киискинкюля.
Студенты прошли на Гогланде геологическую практику, итогом которой стала составленная геологическая карта острова.
В планах комплексной экспедиции «Гогланд» на 2014 год продолжение работы археологов из Института истории материальной культуры РАН и студентов Ленинградского госуниверситета имени Пушкина, к которым присоединятся студенты Таврического национального университета им. Вернадского (г. Симферополь).”

 

ris-4.jpg


Обследование русла “Каменной реки”

Работали по двум направлениям. Во-первых, выявляли потенциальные памятники истории и культуры «гражданского» назначения – маяки, строения, следы инженерных и культовых сооружений, покинутых людьми рыбацких деревень и хуторов. Во-вторых, сосредоточились на объектах, связанных с Великой Отечественной войной, без которых история островов вряд ли может быть полной.

ris-5.jpg


В заброшенной финской деревне… Остров Большой Тютерс

 

Признаться, сложно припомнить, чтобы эти острова фигурировали в истории битвы за Балтику в ходе Второй мировой…

Да, к сожалению, об этом мало кто знает – и это очень несправедливо, ведь острова были важнейшим участком обороны Ленинграда, одним из ключевых звеньев того самого «блокадного кольца».

ris-7.jpg


Памятный знак павшим при защите Ленинграда. Остров Малый

В силу своего географического положения они, буквально, служили «воротами» Финского залива. Немецкие и финские военные смогли не просто использовать этот фактор, но и усилить его, создав на ряде островов мощнейшую оборону, а между ними, по воде – сплошные минные заграждения. Таким образом, заблокировав и надводные, и подводные силы Балтийского флота в Кронштадте вплоть до 1944 года. Редким смельчакам и, наверное, в чём-то даже просто удачливым советским морякам – удавалось прорваться из залива в Балтику и вернуться назад. До сих пор неизвестна судьба сгинувших в этих водах нескольких наших подлодок. Кстати, их ищут наши коллеги – команда Константина Богданова, пришедшая в «Центр подводных исследований Русского географического общества» с очень интересным и важным проектом «Поклон кораблям Великой Победы» , который они реализуют уже много лет.

Наверное, сражения за такие стратегически важные территории, как эти острова – были очень тяжёлые…

Безусловно. Гогланд, Соммерс, Большой Тютерс, Мощный, Сескар – они были в самом эпицентре боевых действий. Часть из них была захвачена противником, часть – оставалась за нами. И следы тех событий, их немые свидетели – материальные объекты истории – сохранились до сих пор.

ris-22.jpg


Надпись, оставленная финскими военными инженерами на бетонном пирсе. Остров Соммерс

Острова, буквально, испещрены траншеями и стрелковыми позициями, выдолбленными в скалах, проходящими по лесам и «каменным» рекам.  Здесь большое количество объектов полевой фортификации, земляных и бетонных сооружений. А на Большом Тютерсе – вообще несколько десятков единиц немецкой боевой техники, достойных не только государственных военных музеев России, но и крупнейших военных музеев мира.

ris-8.jpg


Каменные реки на острове Гогланд

 

И самое важное, в ходе боёв в акватории островов и на них самих погибло очень много советских солдат, моряков и офицеров, значительная часть которых так и числится «пропавшими без вести».

ris-26.jpg


Памятник погибшим морякам с транспорта “Радуга” и морского охотника МО-302

 

Особого внимания в этой части заслуживает остров Соммерс, где в июле 1942 года потерпел поражение десант Балтфлота. За напоминающий кляксу остров размером 450 на 900 метров погибло несколько сотен человек! Погибло – в основном из-за плохой организации и неполных разведданных. Но, даже понимая всю обречённость, десант держался до тех пор, пока были боеприпасы.

ris-23.jpg


Вид на остров Соммерс

 

Что обидно и горько, когда мы были с разведкой на Соммерсе в прошлом, 2013 году, то обнаружили, что там нет никаких мемориальных знаков в честь наших воинов. Поэтому в этот приезд – установили мемориальную табличку, отдав, таким образом, дань памяти и благодарности павшим героям.

То есть они там захоронены?

А вот на этот вопрос нам и предстоит найти ответ этим летом. С местом захоронения десанта пока не всё ясно. Сведения противоречивые, но свои предположения у нас есть и сделаны они на основе, в том числе, фотодокументов из финских архивов. Предполагаемое место мы уже нашли, сопоставив старые фото и рисунок ландшафта – благо, остров скальный, растительности почти нет и мало что за 72 года изменилось.

ris-11.jpg


Руины финских укреплений на острове Соммерс

Кроме того, нам очень помогает новгородский историк-энтузиаст Алексей Мухин, который написал книгу про соммерский десант. Надеемся, что уже в этом году она выйдет в свет.
Ну, а собственно поиском – займутся профессионалы. В марте этого года на открытии Всероссийской «Вахты памяти» в Санкт-Петербурге мы обратились к участникам «Поискового движения России» с просьбой о помощи и они с готовностью согласились её оказать.

А что с другими островами? Какие ещё вы посетили в ходе экспедиции?

Да все, что запланировали, те и посетили: Сескар, Малый, Мощный, Кокор, Соммерс и Малый Соммерс, Нерва, Гогланд, Родшер, Большой и Малый Тютерсы, Северный и Южный Виргины. Впрочем, из-за погоды не смогли высадиться на Вигрунд. Но, надеюсь, это исправим.

ris-24.jpg


Остров Нерва

Кстати, о погоде. Есть такая популярная фраза: «Если вам не нравится балтийская погода – подождите 15 минут». Как себя вела Балтика?

Как обычно – капризно, можно сказать, взяла на себя руководство экспедицией и предстала во всей своей «красе»: вроде май, а в первые дни просыпались в палатках, покрытых инеем. Мы и снег, и град, и ливень пережили. И шторма со шквалистым ветром. Но разве это важно, когда у тебя есть цель, а вокруг столько нового, интересного, неизведанного? И потом, в любом деле важна подготовка, а с этим у нас всё было отлично. Экипировались качественно и с умом. Спасибо московским друзьям из сети магазинов камуфляжа и снаряжения «Force-Age», которые предоставили нам полные комплекты необходимой амуниции. Так «упаковали», что мы вообще на погоду не отвлекались, а чётко решали поставленные задачи.

ris-12.jpg


Балтика показывает свой характер

Хорошо. Задачи вы решили: осмотрели все острова, составили их описание, отсняли… Это пойдёт в архив Общества?

И в архив тоже. Нормальная, обычная практика. Но главное, все материалы, что мы добыли – лягут в основу нового сайта, разработкой которого планируем заняться осенью-зимой. То есть они будут абсолютно доступны, станут, своего рода, подарком от Русского географического общества всем, кто неравнодушен к нашей, отечественной природе и истории, кто любит путешествовать и узнавать новое.
Рабочее название сайта «Виртуальное путешествие на Внешние острова Финского залива». Реально посетить-то их может далеко не каждый, ведь это погранзона, на ряде островов – современные военные объекты, службы. Да и жизни не хватит, чтобы осмотреть «живьём» все достопримечательности нашей в прямом смысле необъятной России. А острова эти – очень даже «достопримечательны».

ris-27.jpg


Маяк на острове Родшер

Начать с того, что – не считая Калининградской области – это самая западная наша земля. Стоишь, к примеру, на острове Родшер, смотришь на закат – и в голове не укладывается, что у тебя за спиной вся страна. Почти 6 тысяч километров по прямой до Владивостока!

ris-13.jpg


Впереди – Российская граница

 

Да и с точки зрения истории весьма любопытно. Тут тебе и «путь из варяг в греки», и Гогландское сражение, и дуга Струве, и Попов со своим радио, и Вторая мировая… Словом, за тем, чем наполнить сайт, чтобы посетитель надолго «завис», дело не станет. Сервер бы не рухнул.

Возможно, это пока тайна, но хоть немного «приоткройте», как всё это будет выглядеть?

Надеемся, что хорошо будет выглядеть. Даже отлично! Ярко и современно. Не то, чтобы интригую, но детали всё же не «приоткрою», а в общем – будем опираться на опыт того же Константина Богданова, который со своими ребятами создал интернет-ресурс, посвященный кораблю «Лефорт», затонувшему между Гогландом и Большим Тютерсом в 1857 году. Корабль лежит на глубине почти в 60 метров, но специалисты создали виртуальный музей, где можно не просто прочесть о его истории, его гибели и обнаружении. Главное, можно своими глазами увидеть фото- и видеосъёмку этого трагического и уникального памятника нашей истории.

Вы уже не первый раз участвуете в экспедиции на острова Финского залива, скажите, пожалуйста, что удивило на этот раз?

Да. Мне, всей нашей команде, повезло: на эти уникальные, удивительные острова приезжем уже как домой, за что – огромная наша благодарность целому ряду людей, организаций. Это – и Администрация Ленинградской области во главе с губернатором Александром Дрозденко, и Минобороны России, которое помогло установить хороший контакт с командованием Западного военного округа, Ленинградской Военно-Морской базы, Пограничной службы России. Особая признательность – Пограничному управлению ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Свой вклад вносят и члены Попечительского совета Ленинградского областного отделения Общества: «Новатэк», Группа компаний «Орими Трэйд», «Тихвинский вагоностроительный завод».

ris-25.jpg


Вид с маяка на северный мыс острова Сескар

Не будь тех, кого перечислил – не видать нам эту первозданную природу, не наслаждаться её многообразием. Вы спрашиваете, мол, «что в этот раз удивило»… Да тут всё не перестаёт удивлять! На одном небольшом участке суши можно проследить несколько видов ландшафта, столкнуться с десятками представителей животного мира, особенно птиц. На тех же Виргинах, двух крошечных островках юго-западнее Гогланда, что сплошь покрыты камнями – целые колонии чаек, земли не видно.

ris-15.jpg


Птичье общежитие. Остров Северный Виргин

 

Да ладно чайки – этим не удивить – на островах замечены несколько видов гусей, лебедей, уток, луней и ещё целый ряд «краснокнижных» птиц с труднопроизносимыми названиями. А нерпы на Малом Соммерсе? А тюлени и норки? Что уж говорить о редких земноводных и насекомых, которых тут, кстати, пока никто толком и не изучал.

ris-21.jpg


Жители острова Нерва

 

Впрочем, новое – для себя – тоже увидели. Нашли на острове Южном Виргине знаменитые каменные лабиринты, обнаруженные ещё в 1838 году одним из основателей Русского географического общества Карлом Бэром (1792-1876). Мы провели всю необходимую съёмку, которую передадим для дальнейшего изучения нашим партнёрам – археологам из Института истории материальной культуры РАН.

ris-16.jpg


Каменные лабиринты на острове Южный Виргин

 

Вы так увлечённо рассказываете, что уже очень хочется увидеть результаты ваших поездок…

Нам тоже хочется увидеть результаты. Материала так много, что разбирать будем долго. Однако сейчас, пока сезон и Балтика «доступна», мы всё же продолжим исследования. И к будущей весне Вы и все желающие сможете увидеть Внешние острова Финского залива. Пусть и через объектив наших фотокамер.

О ходе экспедиции будет сообщаться на нашем сайте.

Фото: Андрей Стрельников,  Артем Хуторской