head-bg-picture

Экспедиция особого назначения

Экспедиция особого назначения Экспедиция особого назначения

5 августа 1940 года начался первый в мировой истории переход подлодки по Северному морскому пути. Тогда на отправку субмарин в ледовитые моря не решался ни один флот мира, а наши моряки доказали, что в Арктике возможны длительные плавания подлодок. Путешествие из Мурманской области во Владивосток получило название "Экспедиция особого назначения — 10".

Для совершения перехода была выбрана дизельная подлодка "Щука-423" ("Щ-423") за отличную мобильность. Подводный корабль готовили в условиях строжайшей секретности. Место, где его ремонтировали, даже обнесли высоким забором, чтобы сохранить военную тайну. Инженер Андрей Дубравин одел на "Щуку" специальную "шубу":  корпус укрепили двумя слоями из дерева и железной обшивкой, бронзовые винты заменили для прочности на стальные.

Экипаж под командованием капитана 3-го ранга Измаила Зайдулина проводили в плавание в городе Полярный Мурманской области. В пути субмарину сопровождали ледокол "Ленин" и судно "Анатолий Серов" (с топливом и кубриком для зимовки).

Бой с природой шел за каждую морскую милю. В море Лаптевых толщина торосов достигала 3-4 метров. Но субмарина метр за метром продвигалась среди многолетнего льда. Внутри подлодки моряки страдали от холода. Чтобы обогреть помещения, с ледокола с помощью троса по шлангу пускали пар.

Часть пути субмарина следовала  на глубине, часть – на воде. Как пишет капитан первого ранга Владимир Реданский, "в море от­ряд встретился с караваном транспортных судов. Моряки-поляр­ники с удивлением смотрели на подводную лодку, которую то и дело скрывали снежные заряды, в кают-компаниях и каютах долго еще обсуждалась необычная встреча. Сходились на одном: подвиг ее экипажа, пустившегося в столь опасное арктическое путешествие, достоин уважения".

Подлодка прошла свыше семи тысяч морских миль и в октябре причалила в бухте "Золотой рог" во Владивостоке. Этот опыт пригодился в реальной боевой обстановке в годы Великой отечественной войны.