Географический диктант

Всероссийский географический диктант в Москве. Фото: Николай Разуваев
Всероссийский географический диктант в Москве. Фото: Николай Разуваев

О диктанте

1 ноября 2015 года в Российской Федерации впервые состоялась масштабная образовательная акция, направленная на оценку уровня географической грамотности населения, – первый Всероссийский географический диктант. Инициатором его проведения стал Председатель Попечительского Совета Общества Владимир Путин, а организатором выступило Русское географическое общество.

Диктант прошел во всех регионах нашей страны, на 210 специально подготовленных площадках. Лидерами по числу организованных площадок стали Центральный, Уральский и Приволжский федеральные округа, а среди регионов – Ямало-Ненецкий автономный округ (32), Тверская область (18) и Москва (15). По количеству участников диктанта лидировали Республика Саха (Якутия) (7026 человек), Москва (3343 человека), Тверская (1432 человека) и Воронежская (1427 человека) области. Еще в целом ряде регионов посещаемость превысила тысячу человек.

Фото: Николай Разуваев
Бланк заданий диктанта. Фото: Николай Разуваев

Сколько человек написали?

Принять участие в диктанте могли все желающие, независимо от возраста, образования и сферы деятельности. Чтобы написать диктант "офлайн", на региональные площадки пришли 44 365 человек. Из них 43 567 сдали свои работы на проверку. Еще 27 564 человека прошли тест онлайн на сайте Русского географического общества. Таким образом, общее число участников диктанта – около 72 тысяч человек.

Среди них люди с самым разным образованием – от общего начального до послевузовского с наличием ученой степени. По предварительным данным,  самой многочисленной группой участников стали обладатели высшего образования, самой малочисленной – лица с начальным общим образованием. Таким образом, средний уровень образования участников диктанта оказался выше среднестатистического по России.

Образовательная акция в Пензе. Фото предоставлено Пензенским областным отделением
Всероссийский географический диктант в Пензе. Фото предоставлено Пензенским областным отделением

Задания

Диктант включал в себя 25 тестовых заданий, которые были разделены на три блока. Первый состоял из заданий на знание географических понятий и терминов; второй был направлен на проверку знаний о расположении географических объектов на карте; третий – на знание географических описаний.

Одним из главных принципов проведения акции являлась анонимность. На бланках заданий и ответов можно было не указывать своё имя. Участников попросили написать только возраст, род занятий, отношение к географии (например, студент или преподаватель профильного вуза) и некоторые другие сведения. Эта информация необходима для того, чтобы оценить и проанализировать уровень географических знаний жителей нашей страны.


Всероссийский географический диктант в Краснодаре. Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением

Отличники, хорошисты, двоечники?

По словам организаторов, окончательные выводы по результатам проверки многочисленных работ делать рано – специалисты ещё занимаются аналитикой и сводят результаты.

По предварительной статистике, среди участников диктанта выделяется три основных категории: школьники, студенты и работающие граждане – их примерно по 30%. Остальные категории населения составили менее 10%. Очень приятно, что большинство участников диктанта – молодежь, которая стремится проверить свои знания, а в дальнейшем и повысить их уровень.

Интересно, что ученики 5–9-х классов отвечали на вопросы совсем не так, как учащиеся 10–11-х классов, ответы же старшеклассников мало отличались от ответов взрослых людей. Что касается гендерных показателей статистики, то в среднем оценка ответов мужчин на два балла выше, чем женщин.

Фото предоставлено Петербургским городским отделением
Всероссийский географический диктант в Санкт-Петербурге. Фото предоставлено Петербургским городским отделением

Высшая оценка, которую можно было получить за диктант, – 100 баллов, низшая – 0. К сожалению, 100-балльные результаты зафиксированы далеко не во всех регионах, а общее число работ, заслуживших высшую оценку, не превышает 1%.

По предварительным данным, средняя оценка за диктант по России составляет всего 55 баллов, выражаясь школьной терминологией –  это тройка. Еще более печально, что 48% участников акции написали диктант ниже среднего уровня, то есть получили тройку с минусом или двойку. И это на фоне того, что значительная часть участников обозначила географию своей профессиональной сферой деятельности или отнесла себя к активным туристам.

Всероссийский географический диктант на площадке ЦДХ. Фото: Николай Разуваев
Всероссийский географический диктант в Москве. Фото: Николай Разуваев

Результаты диктанта будут учтены Русским географическим обществом при подготовке новой концепции географического образования, разработку которой РГО ведет совместно с Минобрнауки России.

Как узнать свой результат?

Узнать свой личный результат участники диктанта, выполнявшие его "офлайн", могут по уникальному идентификационному номеру, полученному на площадках.  

Узнать результат

Первый Вице-президент и Почётный Президент РГО тоже писали географический диктант. Слева направо: Н.С.Касимов и В.М.Котляков. Фото: Николай Разуваев
Первый Вице-президент и Почётный Президент РГО тоже писали географический диктант. Слева направо: Н.С.Касимов и В.М.Котляков. Фото: Николай Разуваев

Рассказывают участники диктанта

Ольга, студентка технического вуза, Москва

– Сложными мне показались многие задания. Из-за вопросов, что называется, "на знание" я не сильно расстроилась – ну не знаю я название города, расположенного в бассейне Тихого океана, в котором производится пассажирский самолёт "Сухой Суперджет 100"!  А вот ступор на вопросе про масштаб карты выбил меня из колеи (Ред.: речь идет об этом вопросе: "На карте масштаба 1:10 000 расстояние между точками составляет 10 см. Какому расстоянию (в километрах) на местности это соответствует?". Правильный ответ: 1 километр. Полученные ответы: 100, 1000, 100 000 км). Реально стыдно на этом спотыкаться! Теперь вот сижу, освежаю картографию.

Максим, инженер, Вологда

– Считаю себя образованным человеком, поэтому неприятно было узнать, что, к примеру, я не знаю самую северную материковую точку нашей страны и название самого высокого действующего вулкана России…(Ред.: мыс Челюскин и Ключевская сопка).

Валерий Викторович,  строитель, пенсионер

– Обращаю ваше внимание на важный социальный аспект, связанный с раздачей участникам диктанта отпечатанных вопросов.  Именно это обстоятельство позволило мне, а возможно,  и многим другим инвалидам по зрению или по слуху стать участниками очного диктанта.

Мне 76 лет.  Инвалид 2-й группы.  В 2004 году  перенёс ишемический инсульт. Даже со слуховым аппаратом иногда  бывает очень трудно разобрать слова лектора в аудитории, из-за чего я не участвую в массовых мероприятиях.  До ознакомления с Положением об  очном  диктанте я считал возможной для себя  формой участия только тестирование через Интернет. Известие о печатных вопросах я принял с восторгом.  СПАСИБО! Это позволило мне принять очное участие в диктанте.      

Андрей, школьник (11-й класс), Московская область

– На диктант пришел просто за компанию с друзьями, но в результате не пожалел.Меня зацепил вопрос про альпиниста с часами, я не смог на него ответить. Пришел домой, разбирался, и это было интересно (Ред.: речь идет об этом вопросе: "Какие дата и время на часах у туриста, поднимающегося к вершине Эльбруса, когда на часах у его друга, отдыхающего на берегу залива Петра Великого, 5 часов утра 1 мая?". Правильный ответ: 30 апреля 22 часа). 

Алла, служащая, Нижний Новгород

– Я не ответила на большинство вопросов….

Юрий, студент гуманитарного вуза, Москва

– Затруднения вызвали вопросы, касающиеся географических понятий и явлений.  Например, про явление глобального масштаба, которое распространено на 60% территории России и наиболее широко представлено в Восточной Сибири и Забайкалье… (Ред.: вечная мерзлота).


Всероссийский географический диктант в Москве. Фото: Николай Разуваев

Среди вопросов, вызвавших серьезные затруднения, оказались следующие:

Назовите явление глобального масштаба, которое распространено на 60% территории России. Наиболее широко оно представлено в Восточной Сибири и Забайкалье. Наибольшая глубина распространения этого явления (1370 м) отмечается в верховьях реки Вилюй в Якутии.

(Правильный ответ: вечная мерзлота. Допустимый ответ: многолетняя мерзлота)

Полученные ответы: снег, наводнение, разливы, северное сияние, землетрясения, самородки.

- Назовите крайнюю северную материковую точку России.

(Правильный ответ: мыс Челюскин)

Полученные ответы: мыс Северный, мыс Доброй Надежды, мыс Дежнёва, мыс Флигели, архипелаг Ломоносов.

- Назовите самый крупный по площади субъект Российской Федерации, в котором проживает самый восточный из народов тюркской языковой группы?

(Правильный ответ: Республика Саха (Якутия)

Полученные ответы: Нанайский автономный округ.

Назовите единственную реку, вытекающую из Байкала.

(Правильный ответ: река Ангара)

Полученные ответы: Обь, Индигарка (правильно: ИндигИрка), Иртыш, Селенга, Лена.

Назовите горную систему, в пределах которой находится самая влажная (по среднегодовой сумме осадков) территория в России.

(Правильный ответ: Большой Кавказ)

Полученные ответы: Алтай, Урал, Саяны, Скандинавские горы, Сихотэ-Алинь, Хибины.

****

Выводы, сделанные по результатам написания Всероссийского географического диктанта, будут учтены при подготовке Концепции географического образования и просвещения, а также при разработке рекомендаций по улучшению качества преподавания географии.