Гогланд: это по-настоящему

Вид с маяка. О. Сескар. Фото: Андрей Стрельников

Вид с маяка. О. Сескар. Фото: Андрей Стрельников

Гогланд: это по-настоящему Гогланд: это по-настоящему

17 мая из Крондштадта к Внешним островам Финского залива отправилась комплексная экспедиция "Гогланд" Русского географического общества. Четвёртый сезон исследований дополнила первая в истории этих островов экологическая вахта, участниками которой стали волонтёры, отобранные по конкурсу со всей страны.

Вахта пройдёт на Большом Тютерсе и Гогладе, и, зная, насколько непростые условия работы и быта ожидают ребят, мы решили связаться с начальником гогландского лагеря Александром Агеевым и выяснить, как обстоят дела.

 

 Александр, добрый вечер! Как вы там? Как ребята, погода, лагерь…

– Добрый! Да всё нормально. Прибыли, разгрузились, лагерь готов. И повезло нам: солнышко светит. Тут ведь от пристани до южной оконечности Гогланда, где мы встали, больше 10 км, и если дождь... Дорога местами, как трасса для соревнований джипов, а один участок есть, где в сырую погоду на машине, тем более на грузовике, вообще не пройти: гладкая скальная порода под углом в 45 градусов. Каток.

Что касается волонтёров, то они у нас, как говорится, бодры, веселы. Да один путь сюда – уже приключение. Наша вот, гогландская, группа добиралась на катерах "Раптор". Это самые новые и самые скоростные морские суда ВМФ России. Где бы ребята могли ещё на них промчаться? ГСка (гидрографическое судно. – Прим. ред.) до Гогланда с Ленвоенбазы 12 часов телепается, а мы за два с половиной долетели!

Да и группа, что на Тютерс пошла. В их распоряжении был десантный катер "Серна". Тоже быстроходный, но на него погрузили не только в два раза больше людей, оборудования, снаряжения, питания, но и пару "Амароков"! Ребятам нашим без них туго пришлось бы на острове: задачи сложнейшие, а в распоряжении всего месяц. И здорово, что "Фольксваген" экспедицию поддержал, машины такие серьёзные выделил. Мы из Москвы в Питер на них ехали. Очень достойные аппараты.

А наши первые впечатления о волонтёрах… Знаете, здорово, что большинство из них в туристских делах не новички, да и изначально готовы к трудностям. В условиях волонтёрского конкурса были чётко прописаны все нюансы. Но главное, конечно, их боевой настрой, их желание заняться настоящим делом. Плюс – чувство того, что вокруг единомышленники, близкие по духу люди. Это дополнительный драйв.

 Ребята ведь не сразу вышли в море – сутки были на тренинге…

– Совершенно верно. И это оказалось очень полезной идеей – собрать всех заранее, подробнее рассказать о месте, куда они отправятся, проверить их экипировку, проинструктировать по безопасности (тут ведь у нас и "эхо войны", и ландшафт с погодой совсем не подарочные). И ещё провели мы, с одной стороны, весёлые, а с другой – принципиально важные мероприятия по так называемому командообразованию. В основной команде "Гогланд" есть ребята из компании "Автоаргумент", которая очень давно работает в этой области, вот и привлекли своих спецов. Отлично всё получилось: волонтёры перезнакомились, сбили группы… Инструкторы говорят, что даже не ожидали такой отзывчивости, целеустремлённости… А я думаю, просто народ подобрался правильный. Приехать на далёкие необустроенные острова мусор вывозить не каждый готов. Так что повторю: собрались единомышленники. Значит, есть все шансы задачи выполнить.

 А можно про задачи подробнее?

– Да они, на самом деле, просты. За последние десятилетия на островах скопилось огромное количество мусора. Его же отсюда никто не вывозил никогда. Что-то сжигали, что-то прикапывали (полноценно закопать здесь почти невозможно: два штыка лопаты – и камни пошли)… В итоге мы имеем потрясающую природу, на фоне которой то там, то здесь – горы искорежённого железа, остатков стройматериалов, бытового мусора… Вы бы берег видели. Уму непостижимо, что только за борт с кораблей ни кидают. Прямо зло берёт от такой безответственности и эгоизма, и понимаешь, какие проблемы у нас с экологической культурой.

И знаете, я тут думал… Вот Арктику очищают. Это правильно. От неё климат на всей планете зависит. Но и в своём доме пора прибраться. Точнее, на его пороге. Острова – самый запад России (не считая анклавного Калининграда) и первое, что видят люди, входящие в наши территориальные воды. И вот пришли вы в гости, а перед вами обшарпанная дверь. Что вы о хозяевах подумаете?

Понятное дело, проблем в "доме" достаточно и помимо свалок на островах, но если уж появились те, кто их готов решать... И здесь, конечно, реально большое спасибо руководству Ленинградской области. Александр Юрьевич (Дрозденко. – Прим. ред.), когда ему идею с экологической вахтой озвучили, сразу сказал: "Говорите, что от нас надо – сделаем". А нужны нам суда для вывоза, плашкоуты, ковши... Мы мусор-то локализуем, а вот отправить его отсюда как – вопрос. Одним словом, под конец второй смены транспорт нам твёрдо обещан.

 Раз уж зашёл разговор о сменах…

– Да тут тоже всё просто. 16 мая собрали на Московском вокзале около 40 волонтёров, поселили их на турбазе под Питером, где они прошли тренинг, получили экипировку и разделились на четыре группы: две сюда, на Гогланд, две – на Большой Тютерс… Вон, я его вижу отсюда, 18 км до него от нас… В конце мая (я точно даты не называю, на Балтике загадывать сложно) они снимаются и уходят в Кронштадт. Им на смену приходят следующие группы той же численности и также прошедшие тренинг. Ориентируемся, что 2 июня к вечеру они будут на островах. Завершение вахты намечено на 17 июня. Но повторю: это – Балтика. Капризная и непредсказуемая.

 До Большого Тютерса мы так и не дозвонились. А у вас-то связь есть? Как там дела?

– Ну, Тютерс у нас вообще место таинственное, сталкерское (смеется), но связь с ним есть… Нет, не сигнальными флажками. Хорошие спутниковые телефоны в наличии. А как иначе? Начать с того, что начальник экспедиции "Гогланд" на Тютерсе. Там проходит этап, совместный с Минобороны и Народным союзом Германии, международный, так сказать, этап.

Дело в том, что на Тютерсе ребята в прошлом году обнаружили гарнизонное немецкое захоронение и его надо перенести на материк, на немецкое военное кладбище у Сологубовки. Плюс там продолжится поиск объектов военно-технического наследия. В прошлом году вывезли для музеев больше пяти десятков пушек, прицепов… Уникальные, надо сказать, вещи, некоторых у нас ни в одном музее нет… Но доисследовать остров надо. Там, где лесные завалы, что угодно ещё можно найти. Ребята рассказывали, как идёшь по скальным участкам и вдруг бурелом… на ствол поваленного дерева наступаешь, три шага сделал, смотришь под ноги – а там вниз метров шесть распадок и даже с фонарём толком ничего не видно, что внутри.

Кроме того, не пропала надежда найти останки наших десантников, которые пытались штурмом взять Тютерс. Где их немцы похоронили – точных данных ни в наших, ни в немецких, ни в финских архивах нет. Только условные привязки. Да и следов пропавших без вести советских диверсионных групп пока обнаружено мало…

Но это – часть работ на Тютерсе, и она целиком на членах команды "Гогланд". А волонтёры будут, как и мы здесь, очисткой заниматься. Мусора разного там тоже накопилось с избытком, в том числе военного. Да и дороги надо расчистить. Повторю, лесных завалов много, несколько лет назад буря была знатная, и сейчас, когда древесина подсохла, всё больше опасность пожара. На острова вроде как свободного доступа гражданам нет, но… Всякое бывает. Вон в прошлом году ребята из РГО задержали нарушителей, которые на вертолёте прилетели пострелять из автомата! Представляете? Наши погранцов вызвали, и пока те мчались на катере, "стрелкáм" этим улететь не давали... Так вот по поводу пожара. Остров – 8,3 кв. км, и несколько часов достаточно, чтоб погубить всё живое. А ведь там и реликты, и эндемики. И маячники, между прочим. Их за полчаса не эвакуировать, если, не дай Бог, что.

 Кстати о маячниках. В планах экспедиции была помощь в реставрации маяков, да?

– Да, была. И остаётся. Сама реставрация пройдёт без нас, но мы сделаем, что по силам и по квалификации "чернорабочим" (смеётся). Разумеется, исключая высотные и прочие опасные виды работ.

Мы лагерь поставили в нескольких сотнях метров от маяка "Южный Гогландский". Построен он в 1905 году и сейчас пребывает в не очень приглядном виде. Так вот, ребята начнут снимать внутреннюю штукатурку, точнее, её остатки, зачищать лестницы, ограждения… Чтоб профессионалы на это не распылялись. Кроме того, поможем по хозяйству маячникам. Тут несколько "уставших" зданий, в том числе и дом, где они живут.

Маячный городок на Тютерсе тоже будет приводиться в порядок. Там свалка прямо у подножия маячной скалы, которую ещё немцы в 1942 году "формировать" начали …

Относительно других маяков Финзалива скажу, что самая большая боль – это маяк острова Родшер, самого западного острова России. Маячной службы там нет, работает автономно. Да и волонтёров пока не предвидится. Хотели в этом году сорганизовать, да… Надеемся, деньги на его реставрацию всё же найдутся.

А вот с маяком на Сескаре всё отлично. Это первый в России цельнометаллический маяк, собранный из отлитых в XIX веке в Англии чугунных тюбингов. На балтийский климат – самый пригодный материал, в отличие от кирпича и штукатурки, из которых сделаны другие маяки.

Не нуждается в экстренной помощи и северный маяк на Гогланде. Он, в сравнении с теми, что назвал, молоденький совсем, 1965 года рождения.

 Вы не раз про безопасность говорили… То есть экспедиция рискованная?

– Любое мероприятие может быть рискованным. Даже поход в театр. А у нас здесь… Как вам сказать… Если бы были серьёзные риски, то никто бы экспедицию эту не разрешил. И уж тем более – с участием волонтёров. Всё сто раз просчитано и взвешено. Команда "Гогланд" полтора года добивалась этого, между прочим.

Да и подготовлены мы полностью. Инструкции по безопасности очень строгие, и тот, кто не будет им следовать, тут же отправится на материк... Да, всё жёстко. Иначе нельзя. И дело не только во взрывоопасных предметах, которые кто-то может найти. С ними самый простой алгоритм: ничего не трогать и сообщить старшему. Кроме того, на Тютерсе в прошлом году инженерно-сапёрная рота потрудилась, так что "сюрпризов" не ожидаем.

А вот с такими, казалось бы, простейшими вещами, как передвижения по островам… Уходить из лагеря можно только сообщив старшему маршрут и ориентировочное время возвращения, только с рацией и только не в одиночку. Почему? Да скалы тут, где расщелины покрыты иногда лишь тонким слоем дёрна. Помните, "шёл, споткнулся, упал…"? А кто узнает об этом? Да и заблудиться элементарно. Вроде острова маленькие, а такие есть участки леса – часами будешь кругами ходить.

Но мы, конечно, надеемся не только на инструкции. Во-первых, у нас есть врачи. Профессиональные реаниматологи, практикующие на "скорых". Во-вторых, большое внимание уделено экипировке. Правильная обувь, одежда. Саму команду "Гогланд" уже не первый год экипирует московская компания Force-Age, и некоторые волонтёры туда тоже обращались… Вот смотрю на ребят и вижу, что необходимым минимумом они не ограничились (смеётся). Я и сам из Force-Age с пустыми руками ещё не выходил ни разу, там для путешественников очень вкусно…

Кстати, о "вкусно". О питании волонтёров тоже не беспокойтесь. Рацион разнообразный, проверенный. Да и готовят настоящие повара, причём, имеющие большую походную практику. Сами понимаете, с казаном на костре далеко не каждый повар справится.

Как-то так. И ещё раз повторю: ребята подобрались толковые, никому по два раза ничего объяснять не надо. Конечно, время покажет, впереди две недели трудной работы, непредсказуемой погоды, "притирания" характеров… Но что-то мне подсказывает, что всё будет хорошо. Экспедиция "Гогланд" отличается тем, что "чужие здесь не ходят". Не знаю как, но люди или сразу глубоко прикипают к этим местам, заражаются настроем, помогают, генерируют идеи. Или, не менее быстро, отходят от проекта.

Таких историй с 2013 года много. Совсем свежий пример – МИА "Россия сегодня". Узнали о проекте, предложили провести у себя пресс-конференцию, а пока ее готовили и общались с нашими ребятами – решили сами поехать волонтёрствовать. Сказали, мол, "хватит про спасение экологии рассказывать – пора её реальными делами спасать". Кстати, они пригласили присоединиться журналистов из других СМИ, пишущих про природу, науку, но те, видно, пока не созрели для работы вне кабинета. А зря. Красиво у нас тут. И по-настоящему.

Действительно, о ходе экспедиции "Гогланд", благодаря присоединившимся к ней журналистам, можно будет узнавать не только на сайте РГО, но и на сайте МИА "Россия сегодня". Кроме того, в ближайшие дни на острова отправляется большой десант представителей федеральных и региональных СМИ. А мы – благодарим начальника гогландского лагеря волонтёров Александра Агеева за подробный рассказ и желаем всей команде больших успехов! …И обязательно постараемся связаться с таинственным островом Большой Тютерс, чтобы напрямую узнать, открывает ли он свои тайны поисковикам Русского географического общества.

Текст: Катерина Борзунова