"Исетская магистраль": итоги проекта

Детская экспедиция Исетская магистраль. Участники проекта.
Детская экспедиция Исетская магистраль. Участники проекта.

С октября 2015 года Молодёжный экспедиционный исследовательский центр имени К. Д. Носилова реализует грантовый проект на средства Русского географического общества «Детская экспедиция «Исетская магистраль».

Берега Исети обжиты и освоены в глубочайшей древности, на них сосредоточено множество памятников древних культур: курганов, городищ, селищ. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры по берегам реки проходили пути – торные тропы, они связывали людские поселения, соединяли племена и народы. По ним перемещались товары, распространялись технологии, шли проповедники и разного рода пропагандисты, распространяя верования и идеологии. Этими дорогами желали владеть, их старались охранять, к ним как магнитом тянуло разных  людей. Позднее такие тропы стали караванными путями. А в XVII веке, на тех же дорогах появились русские остроги.

Один из таких древних путей и стал объектом исследования Молодёжного экспедиционного исследовательского центра имени К. Д. Носилова. В исторических источниках этот путь получил название Старая Казанская дорога. Путь, связывавший на протяжении тысячелетий Каму и Тобол, через перевалы Южного Урала был известен весьма широко. Конечно, кроме него были и другие пути, ими пользовались коренные жители той территории: зыряне, вогулы, остяки. По ним за Урал и обратно ходили новгородцы и устюжане. Их контролировали племенные союзы известные как Югра и Пермь Великая.

Южный путь так же привлекал племена и народы: сарматы, гунны, ногайцы, киргизы, калмыки, перечень можно продолжать еще и еще... К XVII веку практически весь он от реки Белой и до Исети контролировался племенами башкир.

В 1655 году в месте пересечения Казанской дорогой реки Исети возникла русская сторожевая крепость – Катайский острог, получившая название от реки, в свою очередь именованной от обширного башкирского рода Катай.

Ограничить изучение только берегами Исети оказалось невозможно, далее путь уводил вдоль правого притока Исети Синары через уральские перевалы к рекам Уфе и Белой, выходя к устью Камы.

Первым объектом, который посетили участники экспедиции, 17 марта 2016 года, стал Курганский областной краеведческий музей. Известный археолог, ученый секретарь музея Александр Иванович Кайдалов познакомил ребят с экспозицией, рассказал о своих исследованиях, ответил на вопросы.

30 марта состоялась двухдневная поездка в Челябинск. Побывали в Челябинском областном краеведческом музее. Затем посетили археологические музеи Челябинского и Южноуральского университетов. Прослушали лекцию в Челябинском педагогическом университете. Особо следует отметить встречу с кандидатом исторических наук Гаязом Хамитовичем Самигуловым – специалистом по средневековью Южного Урала и Зауралья. Его материалы послужили основой для разработки маршрута экспедиции «Исетская магистраль».

27 апреля посетили Шадринский краеведческий музей имени В. П. Бирюкова. Особый интерес представляли каменные плиты с изображением бараньей головы. С подобными артефактами ребята уже познакомились в Кургане и Челябинске.

11 мая экспедиция побывала в Екатеринбурге в музее археологии и этнографии Урала. Школьники своими глазами увидели знаменитого Шигирского идола – скульптуру, вырезанную из ствола лиственницы около 11 тысяч лет назад. В Уральском федеральном университете юные исследователи встретились со своим земляком Алексеем Михайловичем Бритвиным, который познакомил их с университетом, с его кафедрами. А на кафедре истории состоялась беседа с археологом Светланой Юрьевной Зыряновой. В 2003 году Светлана Юрьевна участвовала в раскопках поселения боборыкинской культуры в Шадринском районе.

27 мая состоялась экспедиция в окрестности села Исетского Тюменской области. Участники экспедиции познакомились с археологической экспозицией Исетского краеведческого музея и многочисленными курганами знаменитой Ингальской долины.

14 июня группа из 8 школьников побывала на территории Бакальского городища – средневековой крепости на высоком правом склоне долины Исети неподалеку от Шадринска. Ребята попытались восстановить следы фортификационных сооружений, попробовали подняться по склону. Затем переместилась к другому знаковому культурно-историческому объекту – Мыльниковскому городищу. Данное укрепление датируется ранним железным веком, оно примерно на тысячу лет старше Бакальского городища. Сохранились два параллельных рва и вала, на которых согласно данным археологов были расположены бревенчатые стены.

uchastniki_proekta_isetskaya_magistral.jpg

Участники проекта Исетская магистраль.
Участники проекта Исетская магистраль.

17 июня посетили еще одну средневековую крепость – Воробьевское городище. Сейчас на месте грозного укрепления сосновый лес, следы рва и вала скрыты в густом подлеске, однако после поисков их удалось отыскать.

8 июля был предпринят 10 километровый пеший переход от села Коврига до села Красномыльского, целью похода стал загадочный Барминский вал. Точной датировки этого сооружения до сих пор нет. Не ясно и его назначение. После долгих поисков следы сооружения все же удалось отыскать.

8 – 12 августа была осуществлена наиболее продолжительная экспедиция по маршруту Старой Казанской дороги.

Первым объектом 8 августа стали окрестности города Катайска. В ходе реализации проекта «Детская экспедиция «По Приисетью», осуществленного Молодежным экспедиционным исследовательским центром летом 2015 года уже состоялось посещение Катайского краеведческого музея и памятника установленного в 2015 году в честь основателя Катайского острога Панкратия Перхурова. На этот раз исследователи направились в село Черемисское на правом берегу Исети. После пешего перехода и непродолжительных поисков удалось отыскать загадочное искусственное сооружение – Черемисский вал, о происхождении которого до сих пор спорят археологи.

Исследование берегов реки Синары, вдоль которых еще в XVII веке проходила торная дорога, оказалось затруднено ввиду полного запустения и отсутствия всяких дорог в наше время. Пришлось воспользоваться автотранспортом и переехать в поселок Новый Быт в Свердловской области. Вблизи поселка находится известный скальный массив – Селиванов камень с несколькими неглубокими и удобными для укрытия гротами.

Далее двигались вдоль берегов Синары и ее притока Багаряка до одноименного села – старейшего русского поселения на территории Челябинской области. Одним из факторов его основания и строительства острога, как и в случае с Катайском, стало стремление контролировать древнюю дорогу. У села Тюбук – еще одного старейшего русского поселения Челябинской области свернули к озеру Большие Аллаки. На берегу озера высится изъеденный ветровой эрозией останец – Каменные палатки – древнее место паломничества, святилище, известное жителям южного Зауралья с глубокой древности.

Далее следовали озера Большой и Малый Кисегач и Касли. Изучение возможного маршрута Старой Казанской дороги выявило именно это направление. Переход между озерами занимал немного времени, а близость воды обеспечивала относительный комфорт переходов. Предполагаемое ранее направление на Верхний Уфалей и Нязепетровск, в ходе реализации проекта было отвергнуто как маловероятное ввиду неудобства маршрута. Таким образом, от запланированного ранее перемещения вдоль берегов реки Уфы, к сожалению, пришлось отказаться, несмотря на заманчивую близость к верховиям Синары и Багаряка на карте. Более подробное знакомство с полученными в ходе реализации проекта материалами так же оказалось не в пользу разработанного ранее маршрута.

9 августа участники экспедиционного проекта вновь отправились в путь. Одним из объектов стало озеро Увильды – одно из чистейших озер Урала. Живописные берега озера заняты базами отдыха и детскими лагерями, это послужило серьезным препятствием для того чтобы подойти к берегу. 

Далее было восхождение на гору Карабаш, с вершины которой открывается прекрасный вид не только на озеро Увильды, но и на близлежащие хребты, долину реки Миасса и Аргазинское водохранилище.

Одно из красивейших и чистейших озер России – Тургояк, безусловно, было важнейшим пунктом на древней тропе связывавшей Приуралье и Зауралье. Попытки проникнуть на одно из знаковых мест Южного Урала – остров Святой Веры с его мегалитическими сооружениями были безуспешными. Все суда оказались заняты.

Златоуст проехали под проливным дождем. Вблизи Усть-Катава попытались отыскать Усть-Катавскую пещеру, на склоне высокого правого берега реки Катав. Однако проникнуть в пещеру без специальной подготовки оказалось невозможно. В культурном слое пещеры были обнаружены свидетельства нескольких исторических эпох: от палеолита до бронзового века.

После этого прибыли в город Усть-Катав.

10 августа вновь выехали на маршрут. Первым объектом в этот день стала река Ай в окрестностях села Лаклы на территории республики Башкортостан. Лаклинскую пещеру нашли с помощью GPS-навигатора. Пещера оказалась вполне доступной.

issledovateli_ekspedicionnogo_centra_im._k.d._nosilova.jpg

Исследователи экспедиционного центра им. К.Д. Носилова.
Исследователи экспедиционного центра им. К.Д. Носилова.

Естественный фонтан на правом берегу реки Ай также был найден без особых затруднений. Но выйти к пещерному городу Сикияз-тамак не удалось. Со склонов стекали многочисленные ручьи, пойма все сужалась, а заросли сгущались. Пришлось повернуть обратно к фонтану. Пещеры Сикияз-тамак были обитаемы на протяжении тысячелетий.

Вблизи города Аша посетили Киселевскую пещеру, перейдя по мосту через реку Сим. Пещера расположилась на высоте не менее 30 метров. Спуститься в нее тоже оказалось не просто. После неширокого входа пещера расширялась в высокий зал, от которого отходили несколько узких ходов. Обследовать пещеру далее ввиду отсутствия экипировки не стали. Киселевская пещера – одна из крупнейших в Челябинской области, могла служить убежищем от непогоды и зимних холодов.

11 августа участники прибыли в Уфу к одному из корпусов Башкирского государственного университета, где встретились с деканом географического факультета Азаматом Фарраховичем Нигматуллиным и познакомились с геологическим музеем университета. Далее в музее археологии и этнографии Института этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук познакомились с одной из наиболее богатых археологических и этнографических экспозиций Южного Урала. Научный секретарь Института этнологических исследований Тимур Маратович Надыршин провел экскурсию по залам музея. Особый интерес представляла коллекция сарматского золота, найденная в одном из царских курганов – знаменитый звериный стиль.

В Национальном музее Республики Башкортостан после обзорной экскурсии, которую провел заведующий отделом археологии Евгений Викторович Бубнель и экскурсии по залам археологии и этнографии проведенной научным сотрудником музея кандидатом исторических наук археологом Светланой Леонидовной Воробьевой, состоялась встреча с известным археологом Республики Башкортостан Юрием Алексеевичем Морозовым. На основании собственных исследований Ю. А. Морозов показал, насколько тесно были связаны Приуралье и Зауралье в древности. Урал был зоной контакта, обмена информацией, технологиями, материалами. Юрий Алексеевич подарил Молодежному экспедиционному исследовательскому центру имени К. Д. Носилова книги со своей подписью.

Далее состоялась встреча с представителями Башкирского отделения Русского географического общества в штаб-квартире отделения. Заместитель исполнительного директора регионального отделения Леонид Алексеевич Соколов рассказал о деятельности отделения, о работе с молодежью и местными отделениями. Юные географы из Курганской области получили в дар книги председателя Башкирского регионального отделения РГО известного писателя Камиля Фаррухшиновича Зиганщина с автографом.

День закончился прогулкой по набережной реки Белой, у подножья памятника национальному герою Республики Башкортостан Салавату Юлаеву.

Ранним утром 12 августа отправились в обратный путь. Общая протяженность этого этапа экспедиции составила более 2000 километров. Из них около 20 километров пешком. Посещены более 15 памятников природы и археологии, три музея. Состоялись встречи с известными учеными.

25 августа 2016 года состоялась последняя из запланированных поездок, на этот раз в город Тюмень. Во время этой однодневной поездки юные исследователи познакомились с экспозицией Музейного комплекса имени И.Я. Словцова. Особый интерес вызвали полные скелеты вымерших животных ледниковой эпохи: шерстистого мамонта, шерстистого носорога, бизона и пещерного медведя.

Далее ребята переместились в Музей археологии и этнографии Тюменского государственного университета, где познакомились с методами работы в археологической лаборатории и экспозицией, основой которой стали материалы, полученные в ходе экспедиций преподавателей и студентов ТюмГУ.

После непродолжительной прогулки, посетив ряд достопримечательностей Тюмени, переехали на 23 километр Ялуторовского тракта в единственный в Зауралье археологический музей-заповедник Андреевское озеро.

Сообщение о существовавших в древности путях вдоль зауральских рек подтвердило верность выбранного направления поиска от Уфы до Тюмени. Пути через Урал, в качестве караванных дорог, использовались не регулярно. Движение по ним, то затухало, то вновь оживало. Причиной оживления этих путей были частые войны на территории Персии, на берегах Каспийского моря и в Средней Азии, заставлявшие купцов искать более безопасную дорогу с Востока на Запад.

Берега Андреевских озер были заселены людьми на протяжении многих тысячелетий.

В результате поездки в Тюмень удалось выстроить маршрут возможного древнего пути проходившего от берегов реки Белой (система Волги) до берегов Тобола (система Оби). Посещение археологических коллекций, изучение литературы и общение с учеными подтвердили высказанную ранее гипотезу о существовании тесных экономических и культурных связей древнего населения Приуралья и Зауралья. Перемещение людей, идей, технологий по пройденному в результате реализации проекта пути было не только возможным или вероятным, оно происходило на самом деле. В XVII – XVIII веках вдоль этих древних троп появились сторожевые крепости – остроги. За тысячелетия дороги заняли наиболее удобные поверхности, по ним и были проложены впоследствии железные дороги, а за тем и шоссейные автомагистрали.

Таким образом, экспедиционную часть проекта можно считать успешно завершенной. Сейчас участники Молодёжного экспедиционного исследовательского центра имени К. Д. Носилова занимаются изучением полученного фото- и видеоматериала, готовят школьные исследовательские работы.

Алексей Мурзин, руководитель Молодёжного экспедиционного исследовательского центра имени К. Д. Носилова, член Курганского областного отделения Русского географического общества