Изучение В. К. Арсеньевым Северо-Востока России (к 150–летию со дня рождения)

Одним из известных исследователей Дальнего Востока России, вклад которого в изучение живой природы, коренного населения и экономической жизни этого региона, пожалуй, трудно переоценить, является Владимир Клавдиевич Арсеньев, 150–летие которого отмечается в 2022 г. Благодаря своим книгам “В дебрях Уссурийского края”, “Дерсу Узала” и др., он больше всего прославился результатами исследований Приморья. Однако, не следует забывать, что в 1918–1923 гг. В.К. Арсеньеву также довелось заниматься изучением природы, коренного населения и экономической жизни Камчатки, Гижигинского района Охотско-Камчатского края и Командорских островов.

В начале мая 1918 г. Арсеньев был приглашен Переселенческим управлением на должность начальника Камчатской экспедиции. В июне Временное бюро по управлению Приморским переселенческим районом постановило назначить его также заведующим Камчатским земельным отделом по устройству переселенцев. Совмещая обе эти должности, Владимир Клавдиевич отправился на Камчатку. Экспедиция была запланирована как рекогносцировочная на два месяца. Основной ее целью являлось изучение условий хозяйственного освоения Камчатки и выяснение пригодных здесь для заселения земель. Однако, как всегда, Арсеньев ставил перед собой и различные научные задачи.

18 июля 1918 г. пароходом Добровольного флота “Сишан” Владимир Клавдиевич добрался из Владивостока до Петропавловска, откуда 2 августа отправился на судне “Командор Беринг” в Усть-Камчатск, планируя подняться вверх по р. Камчатке и вернуться обратно к последнему пароходу. 22 августа Арсеньев с тремя спутниками на катере направился из Усть-Камчатска вверх по р. Камчатке, подробно обследуя условия жизни населения. В пути Владимир Клавдиевич описал по программе-анкете условия жизни в этом и других селениях (количество дворов и число жителей, санитарные условия, врачебная помощь, школа, церковь, заработки, занятия, ветеринарная помощь, метеослужба, кустарные промыслы, торговля, скупка пушнины, транспорт, связь и т. д.). Кроме “анкетных данных”, Арсеньев записывал сведения географического, фенологического, метеорологического, геоботанического, геологического и более всего этнографического характера. Пройдя на катере, лошадях и пешком долину реки Камчатки, 16 сентября 1918 г. путешественники вернулись в Петропавловск, откуда через 10 дней на военном транспорте “Якут” отправились в обратный путь во Владивосток.

2.jpg

Маршрут перемещений В.К. Арсеньева по территории Камчатки в 1918 г.
Маршрут перемещений В.К. Арсеньева по территории Камчатки в 1918 г.

Камчатский дневник В.К. Арсеньева содержит массу сведений о природе полуострова, о его животном и растительном мире. Большой интерес представляют статистические сведения о 15 посещенных им населенных пунктах, о социально-экономическом положении их жителей. В дневнике имеется немало этнографических сведений, в том числе, о земледельческих орудиях, о строении лодок и нарт, об измерении расстояний и др.

По возвращении с Камчатки В.К. Арсеньев был зачислен младшим инспектором рыболовства Управления рыбными промыслами на Дальнем Востоке (позднее – Дальрыба) во Владивостоке, где проработал восемь лет до 1926 г., занимая должности младшего, старшего инспектора, а затем и заведующего отделом. В ноябре 1921 г. на него было возложено заведование Гижигинским промысловым районом Охотско-Камчатского края, в связи с чем, в 1922 г. он в течение трех месяцев изучал этот район. Отправившись туда в июне из Владивостока на пароходе “Кишинев”, Арсеньев побывал в нескольких селениях в Тауйской и Ямской губах для инспектирования рыбалок и обследования местности. В районе Ямска он посетил находившиеся неподалеку лежбища морских млекопитающих, на которых в конце лета, по словам здешних охотников, собиралось более тысячи тюленей. Как отмечал в своем дневнике Арсеньев, для местных жителей морской зверь – необходимое средство для жизни. Тюлений жир они употребляют в пищу, мясо идёт на корм собакам, шкуры – на продажу, обмен. Эта экспедиция дала путешественнику материалы для его статей, очерков (в частности, для публикации “Гижигинский промысловый район”), докладов о морском промысле и охране природы.

3.jpg

Схема поездки В.К. Арсеньева в Гижигинский промысловый район Охотско-Камчатского края в 1922 г.
Схема поездки В.К. Арсеньева в Гижигинский промысловый район Охотско-Камчатского края в 1922 г.

Для того, чтобы сохранить от расхищения уникальные природные ресурсы дальневосточного региона, в январе 1923 г. Дальрыбой В.К. Арсеньев был назначен заведующим находящимися в водах Дальнего Востока островами. Владимир Клавдиевич с огромной энергией взялся за дело. Особое значение как территории исключительной ценности для государственного пушного хозяйства он придавал Командорским островам, в связи с чем, в 1923 г. побывал на них, составил подробные карты, обозначил места лежбищ морских котиков и нахождения каланов, а также добился усиления охраны лежбищ, срочного сооружения на островах радиостанции и поставил вопрос о превращении Командорских островов в “естественный питомник пушных зверей”.

b6.jpg

Маршрут поездки В.К. Арсеньева на Командорские острова в 1923 г.
Маршрут поездки В.К. Арсеньева на Командорские острова в 1923 г.

Во время длительной стоянки с 22 июля по 9 августа в Петропавловске на обратном пути Арсеньев особенно сблизился с известным камчатским краеведом П.Т. Новограбленовым, совместно с которым произвёл раскопки на берегу Култучного озера и с группой из нескольких человек 4 августа совершил восхождение на Авачинский вулкан, спустившись даже в его кратер. 9 августа 1923 г. судно “Томск” подняло якорь и направилось во Владивосток. Эта встреча Арсеньева с Камчаткой и Петропавловском оказалась последней.

В заключение следует отметить, что отчет В.К. Арсеньева о посещении Командорских островов и 265 фотографий к нему, к сожалению, не сохранились. Поездки на Командорские острова и Камчатку, а также в Гижигинский район Охотско-Камчатского края обеспечили его материалами для целого ряда работ, из которых опубликованы “Командорские острова в 1923 году”, “В кратере вулкана”, “Дельфиний промысел”, “На острове Ионы”.

К сожалению, некоторые из них, в том числе, “Путешествие на Камчатку в 1918, 1922 и 1923 гг.”, “Оленеводство в Охотско-Камчатском крае” и “Убой морского зверя”, так и не были напечатаны и сохранились лишь в виде отдельных листков с приложенными к ним выписками из литературы и рукописной схематической картой Камчатки, составленной самим В.К. Арсеньевым.