head-bg-picture

К полюсу холода

Памятный знак экспедиции «Полюс холода соединяет океаны» на утёсе над точкой бифуркации р. Делькю. Фото: Михаил Другов

Памятный знак экспедиции «Полюс холода соединяет океаны» на утёсе над точкой бифуркации р. Делькю. Фото: Михаил Другов

К полюсу холода К полюсу холода

Участники экспедиции "Полюс холода соединяет океаны" передали на "Большую Землю" первые результаты научных исследований, а также отчеты и фотографии. "Все участники экспедиции бодры и здоровы, – сообщает участник путешествия Михаил Другов. – Расход топлива и продуктов идет в соответствии с графиком".

Напомним, экспедиция "Полюс холода соединяет океаны" стартовала 10 июля из поселка Охотск Хабаровского края. Маршрут длиной свыше 2800 километров проходит по бассейнам рек Охоты и Индигирки от Тихого до Северного Ледовитого океана через точку океанской бифуркации. В составе экспедиции – 16 ученых и спасателей, имеющих отличную спортивную подготовку. Организаторы путешествия – Российский союз спасателей (Россоюзспас) и Русское географическое общество.

Вид на котловину, в которой происходит бифуркация. Фото: Михаил Другов

Вид на котловину, в которой происходит бифуркация. Фото: Михаил Другов

Путь вверх по Охоте и ее притоку Делькю-Охотской оказался не таким уж легким. 12-13 июля участникам экспедиции приходилось идти на лодках под проливным дождем и при этом преодолевать бурное течение рек Охота и Делькю-Охотская. 14 июля после обильных осадков на реке начался паводок. С одной стороны, это представляло опасность для лодок из-за сильного течения и большого количества смытых с берегов деревьев, грозящих пропороть пластиковый корпус. С другой стороны, высокий уровень воды в реке помогал без проблем пройти мелководные участки.

Кроме того, из-за сильного течения резко увеличился расход топлива. Появилась опасность, что топлива не хватит до следующей заброшенной вертолетом бочки. Пришлось уменьшать общий вес груза. Утром 15 июля на стоянке были оставлены подставки под котлы, разделочные доски, в общем, всё, что не являлось необходимым для продолжения экспедиции. 

После того, как скорость течения уменьшилась и оказалось возможным дойти до заправки и продолжать путь, объявилось новое препятствие: экспедиция вышла в обширную котловину, занятую наледью. В котловине русло разбивается на множество мелких проток, через которые лодки пришлось проводить только с одним рулевым. Остальные участники шли пешком. 

Наледь, или по-якутски "тарын" – это обширный массив льда, образующийся зимой в днищах речных долин в результате послойного замерзания излившихся на поверхность грунтовых или подземных вод. Большинство наледей тают за лето, однако некоторые могут лежать в течение 2–3 лет. 

 Наконец, 16 июля, после преодоления небольшого ущелья, экспедиция вышла к котловине, в которой и происходит бифуркация Делькю. Оставалось пройти чуть более 10 километров до точки, где река разделяется на 2 потока, однако эти 10 километров дались с большим трудом. При проходе ущелья одна лодка получила большую пробоину, её пришлось сдуть и погрузить на другую лодку, а часть вещей оставили при входе в котловину.

Участники экспедиции на фоне памятного знака. Фото: Михаил Другов

Участники экспедиции на фоне памятного знака. Фото: Михаил Другов

Несмотря на все трудности, участники экспедиции не забывали про научные задачи. Были отобраны пробы воды, льда с наледей и осадков. В районе точки бифуркации по просьбе учёных из Института мерзлотоведения им. Мельникова были заложены 2 логгера – приборы, которые позволяют каждые 3 часа в течение нескольких лет записывать температуру грунта на глубине 1 метр. Через несколько лет другая группа исследователей заберет их, и полученные с них данные будут внесены в единую базу данных со множества других подобных логгеров, установленных по всей Якутии. Это позволит получить полную картину изменения температуры грунтов в зоне вечной мерзлоты во всем регионе.

Точка бифуркации р. Делькю: прямо течёт р. Делькю-Охотская, налево – Делькю-Куйдусунская. Фото: Михаил Другов

Точка бифуркации р. Делькю: прямо течёт р. Делькю-Охотская, налево – Делькю-Куйдусунская. Фото: Михаил Другов

– Все преодоленные проблемы показались нам незначительными перед той, с которой мы столкнулись, придя на точку бифуркации, – рассказал участник экспедиции Михаил Другов. – Из-за слишком маленького уровня воды Делькю-Куйдусунская оказалась непроходимой для лодок с грузом и пассажирами. Мы стали перед выбором: либо ждать обильных осадков и таяния ледников, ставя под угрозу всю остальную часть экспедиции, либо спускать отдельно пустые лодки, отдельно груз. Перетаскивать весь багаж на себе отняло бы слишком много времени и сил, поэтому, чтобы не ставить экспедицию под угрозу срыва, руководителем экспедиции Николаем Александровичем Находкиным было принято решение вызвать вертолет, как раз вылетевший в близлежащий район республики.

Погрузка вещей в лодки после привала. Фото: Михаил Другов

Погрузка вещей в лодки после привала. Фото: Михаил Другов

19 июля вертолет выполнил переброску людей и грузов, а на следующий день, 20 июля, экспедиция остановилась на ночевку в 43 км от точки бифуркации – в районе реки Русалка. Часть дня путешественники проводили ремонт (на одной из лодок было повреждено днище). График экспедиции не нарушен, о дальнейших ее этапах читайте в следующих записях дневника экспедиции.

Отчет и фотографии: Михаил Другов