Костромичи сплавились на деревянной лодке по рекам двух океанов

Команда Костромского областного отделения РГО с 1 по 5 мая осуществила разведывательный сплав на деревянной лодке по пяти рекам Костромской и Вологодской областей.
На специально изготовленной на заказ уменьшенной копии ладьи северных народов костромичи поставили перед собой цель пройти по средневековому торговому пути, имеющему условное историческое название «Из варяг в арабы».
Известно, что по рекам, впадающим в Северную Двину, новгородцы, скандинавы-викинги и другие северные народы спускались вниз до рек Волжского бассейна, где с помощью волоков переправлялись через водораздел на реки Кострома, Унжа, Ветлуга. Повторить их путь из века IX в веке XXI и отправились четверо костромичей: Роман Рябинцев, Дмитрий Шнур, Сергей Розов и Тимур Бурков.

Маршрут был составлен по рекам: Вохтожка, Килега, Монза, Кострома, Векса. Конечной точкой маршрута должно было быть городище Унорож в Галичском районе. Во время археологических раскопок там обнаружено большое количество артефактов, связанных с международной торговлей и скандинавскими народами.

«Для полного погружения и исторической достоверности мы решили построить лодку по технологии того времени. И при помощи весел, шестов и веревок пройти путь, как это могли делать варяги в IX веке», — рассказал участник экспедиции Дмитрий Шнур.

Легкую и прочную ладью длиной 5 метров 20 сантиметров и шириной 150 сантиметров для костромичей изготовили корабелы Виктор Волков и его сын Тимофей.
Экспедиция началась от берегов реки Вохтожка у поселка Вохтога в Вологодской области.

Из дневника участника экспедиции «Северный волок: из варяг в арабы Дмитрия Шнура:

На особо крутых излучинах реки лодку вытаскивали на берег и волокли по земле на веревках, как бурлаки, все вместе. В некоторых местах удавалось даже идти на веслах.

Местные жители вообще на всем пути смотрели на нас как на пришельцев. Мы не рыбаки, не охотники, да еще из Костромы, да на лодке, которую они отродясь на их реке и не видели. Но относились все дружелюбно и в Вологодской области, и у нас в Костромской. Предлагали воду, еду, ночлег, даже парное молоко. Охотно рассказывали, что знали от своих родителей про их родные места: был водный путь в Монзу от деревни Черновка, лодки вверх вниз ходили, в селе Сидорово большая ярмарка была, и с Костромы и с Лежи товар везли. И даже вспоминают, что продавали лососей. Вспоминали про соль, хлеб, мед и даже золото, которое со слов сторожил, мыли где-то недалеко.

На реке Монза путь проходил недалеко от каменной гряды Баран. В древности прямо в реке стоял огромный камень с двумя выступами в форме рогов. Это место было центром поклонения местных народов чуди, вепсов, до прихода славян. Затем во время половодья судоходству мешали рога Барана, торчащие из воды, и русские их отбили, а со временем Баран разрушился. Но само по себе место примечательное, такая каменная гряда-редкое явление в наших местах.

Буян (название лодки) на веслах разгонялся до двенадцати километров в час, а в среднем шел девять-десять километров в час. При разгоне появлялся звук под лодкой, как будто кипит чайник. Это древняя технология корабелов севера помогала Буяну скользить по воде.

Последняя точка экспедиции — городище Унорож встретило нас разливом реки Вексы и Тойги. Высокая площадка, окруженная с трех сторон водой. Курган Журавец нависает над изгибом дороги, которая по единственному сухому пути ведет в крепость. Стоя на девятиметровой высоте бывшего городища неизвестного нам народа, так и представляешь, как под стенами и башнями крепости, под Журавцом, вдоль пристани качаются на воде Варяжские ладьи, и купцы вытаскивают товары, привезенные с края света.
Наша разведка закончилась. За четыре дня мы проехали сотни километров и прошли по воде десятки. План маршрута мы выполнили на 90 процентов. Узнали и почувствовали за время похода на деревянной лодке, приводимой в движение веслами, шестами и тягловой силой, столько, сколько не узнали бы и не почувствовали бы за всю жизнь.