Мамонты и древний человек в комплексном подходе

Завершился второй этап комплексной экспедиции на Новосибирские острова, организованной Якутским отделением РГО при участии Академии наук Якутии. В ходе нее основная группа ученых провела одну неделю на острове Котельный, а, помимо этого, были произведены археологические раскопки на острове Столбовой. Этот этап продолжает исследования, начатые в прошлом году, которые направлены на комплексное изучение одной из самых малоизученных территорий России. 

Одним из успехов экспедиции стало обнаружение стоянки древнего человека на острове Столбовой. Причем речь идет предположительно о палеолите и, соответственно, если подтверждение будет найдено, то она станет самой древней северной стоянкой древнего человека в мире. Найденные артефакты, разумеется, пока не будут проведены должные исследования, не могут дать точного ответа по вопросу датировки. Но сам факт обнаружения стоянки, как говорят специалисты, можно уже назвать уникальным.

Археологическими изысканиями на острове занимался сотрудник ИГИ археолог Томас Симокайтис. По его словам, необходимо тщательно изучить найденные артефакты и в  дальнейшем продолжить поиски. Качество найденного материала, к сожалению, не позволяют однозначно понять, принадлежат ли находки к палеолиту. Типологически это палеолит, но может быть и мезолит, и неолит. Но точный ответ, как уточняет он, даст только находка останков самих первобытных людей.

"Там довольно богатый культурный слой и поэтому вероятность обнаружения искомого достаточно велик"— уточняет Томас Симокайтис. Может возникнуть вопрос — откуда на островах возникла стоянка древнего человека? Ответ заключается в том, что десятки тысяч лет назад русло реки Лена уходило намного дальше в сторону современного Моря Лаптевых. Причем, по гипотезе Симокайтиса, именно на этот остров со всех близлежащих районов так называемой Беренгии приходили древние люди, поскольку только здесь можно было найти подходящую горную породу для создания орудий труда.

В результате проведенных изысканий были найдены останки трех мамонтов, причем один из них предположительно сохранился довольно хорошо. Этот последний является еще  и "карликовым". Причем впервые были обнаружены именно останки туши, тогда как ранее находили только костные останки такого вида этого ископаемого животного.

Две другие находки — это неплохо сохранившиеся костные останки. Также, как рассказывает, руководитель отдела изучения мамонтовой фауны АН Якутии Альберт  Протопопов: "Впервые на территории Новосибирских островов был найден череп шестистого носорога, что отодвигает далеко на Север ареал обитания этого животного".

В работе экпедиции принимал участие и один из ведущих палеонтологов России, сотрудник зоологического института РАН, Евгений Мащенко, который уже много лет занимается изучением мамонтов.

Помимо этого, впервые были произведены геоботанические описания на острове. Их произвел главный научный сотрудник Новосибирского ботанического сада АН Николай Лащинский. Всего им сделано порядка 80 описаний, что было имело место впервые. А мерзлотовед Николай Торговкин, по первым предположениям, обнаружил новый тип мерзлотного ландшафта.

Также силами исполнительного директора отделения РГО в Якутии, энтомолога Дмитрия Соловьева были собраны пробы фитопланктона, зоопланктона и энтомофауны, которые также являются по-своему уникальными, поскольку, несмотря на то, что ученые ранее брали некоторые пробы, их описаний в научной литературе нет.

На следующем этапе предполагается изучение острова Новая Сибирь, где, как рассказывают ученые, интересны залежи ископаемых древесных растений. Возможно, третий этап будет разбит на два подэтапа, один из которых будет посвящен извлечению найденного на Котельном мамонта, а второй — изучению острова Новая Сибирь.

Помимо этого, будут продолжены поиски пропавшей в этих местах экспедиции барона Толля.

Текст: Иван БАРКОВ

Фото:  «Эффект мамонта» и Анатолия Иванова