head-bg-picture

Миссия невыполнима: Тибет глазами Гомбожаба Цыбикова

Бар-чодэн. Проходные ворота между Марбори и Чжагбори. Фото: Научный архив РГО

Бар-чодэн. Проходные ворота между Марбори и Чжагбори. Фото: Научный архив РГО

Миссия невыполнима: Тибет глазами Гомбожаба Цыбикова Миссия невыполнима: Тибет глазами Гомбожаба Цыбикова

На Никитском бульваре в Москве открылась выставка Русского географического общества "Паломник особого назначения", приуроченная к 145-летнему юбилею Гомбожаба Цыбикова. Он был выдающимся путешественником, востоковедом, этнографом и разведчиком.

В экспозиции представлены тибетские снимки исследователя и цитаты из его дневников. На фото запечатлены горные пейзажи, дворцы и культовые предметы, религиозные церемонии, которые проводили в самом закрытом месте Земли в конце XIX века.

Во второй половине XIX века Российская империя и Великобритания соперничали за влияние на Ближнем Востоке и в Азии. Это противостояние называли Большой игрой. Российская империя опережала англичан. Но достичь Тибета у российских исследователей, включая Николая Пржевальского, не получалось: он был закрыт для посещения иностранцами. Николая Михайловича развернули в 250 километрах от Лхасы, а французскому учёному и путешественнику Жюлю Дютрёй де Рену попытка изучить регион и вовсе стоила жизни. Исключение делалось лишь для уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм. Про Тибет ходили легенды – якобы именно здесь расположены ворота в мифическую страну Шамбалу, монахи обладают паранормальными способностями, а в недрах гор скрыты древние технологии. Каждая из сторон противостояния хотела иметь к ним доступ.

Гомбожаб Цыбиков – выпускник Восточного факультета Санкт-Петербургского университета. Он имел блестящее образование, говорил на пяти языках, будучи бурятом по происхождению, знал восточную культуру изнутри. Императорские спецслужбы заметили талантливого молодого человека и в 1899 году под видом паломника и при поддержке Русского географического общества отправили исследователя в Лхасу.

"Центральный Тибет, под которым мы подразумеваем две провинции – Уй и Цзан, не был, как известно, после 1845 года посещаем европейцами, по крайней мере, в главных своих частях <…>. Из русских путешественников никто ни в старину, когда допускались туда европейцы, ни тем более в новое запретное время не проникал туда", – писал в отчёте о путешествии Гомбожаб Цыбиков.

Гомбожаб Цыбиков перемещался по Центральному Тибету и достиг Лхасы. Исследователь посетил крупнейшие города и религиозные центры региона, провёл тайную фотосъёмку – спрятав фотоаппарат в молитвенный барабан, и в 1902 году благополучно вернулся на родину.

"Пускаясь в путешествие, как простой бурят-паломник, – писал Гомбожаб Цыбиков, – я должен был особенно считаться с предубеждениями местного населения. Поэтому нечего было и думать о собирании каких-либо естественно-научных коллекций, съёмке местностей, ведении правильных наблюдений и т.п. Взятый с собою фотографический аппарат и термометр Реомюра пришлось держать под замком в сундуке вплоть до Лхасы. При себе я постоянно имел только маленькую записную книжку, куда заносил заметки ежедневно, даже и в этом скрываясь от любопытных глаз".

Отчётный доклад Цыбикова на заседании Русского географического общества 7 (20) мая 1903 года вызвал сенсацию в учёном мире и был удостоен премии им. Н.М. Пржевальского. Книга, написанная по результатам путешествия, "Буддист-паломник у святынь Тибета", принесла Гомбожабу Цыбикову мировую известность. Коллекция ксилографов и рукописей, переданная в Азиатский музей (совр. Институт восточных рукописей РАН), стала важной частью Тибетского фонда.

Интересно, что фотографии, сделанные Гомбожабом Цыбиковым в ходе экспедиции, подарили новую жизнь журналу National Geographic. В 1905 году тогда малоизвестный американский научный журнал решил опубликовать свой репортаж о Тибете. Журнал взял снимки, безвозмездно предоставленные Гомбожабом Цыбиковым, и разместил их на разворотах с небольшими комментариями. Непривычная подача интересного материала принесла неожиданный успех. Фактически эти фотографии спасли издание от разорения и помогли ему найти свой фирменный стиль.

Выставка на Никитском бульваре открыта до 24 декабря.