Научно-практическая конференция «Современные возможности и перспективы развития туризма в Подмосковье. Гастрономический туризм»

27 ноября 2014 года в комплексе отдыха «Усадьба Пешково» прошла научно-практическая конференция «Современные возможности и перспективы развития туризма в Подмосковье. Гастрономический туризм».

Основным вопросом, обсуждаемым на конференции, была популяризация Московской области, как региона с огромным туристическим потенциалом. Рассматривались как уже состоявшиеся работающие проекты, продвигающие подмосковные гастрономические бренды, так и новые идеи. Обсуждались проблемы и перспективы.

С большим докладом «Проблемы и перспективы развития гастрономического туризма в Московской области» выступил кандидат экономических наук, вице-президент Международной туристской академии Николаев Евгений Михайлович. Он рассказал о том, что гастрономический туризм это новое направление в туризме как для Мира в целом, так и для России в частности. Немногие туроператоры занимаются сейчас организацией гастрономических туров по России - такие туры не являются "турами первого приобретения", на порядок уступая экскурсионным и культурно-историческим. Более того, туристические операторы занимаются зачастую продвижением не русской традиционной, а иностранной кухни, как на территории РФ, так и за рубежом.

Такое положение вещей неправильно, так как гастрономический туризм прославляет не только кухню, но и самобытность народа. Предметом посещения должны быть не только рестораны, но и производства, работающие по традиционным технологиям, фермы, важным атрибутом может стать проведение мастер-классов, проживание на местности. Пока в Московской области реализуется очень мало проектов такого плана. Практически отсутствуют рестораны с хорошим традиционным оформлением интерьера в русском стиле, что является крайне важным атрибутом для иностранных туристов. Большой проблемой, требующей решения на государственном уровне, являются нормы санитарно-эпидемиологических служб, которые невероятно сложно, а иногда и невозможно выполнять на маленьких производствах и гастрономических фестивалях.

В тоже время,  хорошо развиваются событийные мероприятия, пропагандирующие русскую кухню. Например, «Праздник русского холодца» (г. Павловский Посад),  ярмарка-фестиваль «Лука-море» (Коломенский муниципальный район), Фестиваль «Царская уха в Белоомуте» (городское поселение Белоомут Луховицкого муниципального района).

На конференции присутствовали организаторы каждого из этих мероприятий и поделились своим опытом. К сожалению, подобные событийные мероприятия проходят редко, а, следовательно, не могут являться постоянным источником дохода для туроператора и региона. Они способны лишь усиливать интерес туристов, тогда как развитие гастрономических туров, по мнению Николаева, должно идти параллельно по европейскому сценарию.

С этой мыслью не согласилась кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса Татьяна Михайловна Кривошеева. В своем докладе она рассказала, что гастрономические туры в Европе складывались исторически. Тогда как в России достаточно низкая гастрономическая идентификация регионов, а тем более районов Московской области из-за отсутствия уникальных продуктов. Возможно, есть смысл раскручивать несколько уже существующих брендов, например, таких как Коломенская пастила, а не распыляться, выдумывая новые. Таким образом, гастрономию следует рассматривать как одну из составляющих туристического направления, а не отдельное направление.

В своем докладе кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Российского государственного университета туризма и сервиса Ольга Игоревна Вапнярская рассказала, что любой объект для туризма должен быть интерпретирован: аутентичные продукты и рецепты, формат, место, традиции, кухня. Туристу должно быть объяснено, почему происходит так, а не иначе, он должен быть вовлечен и погружен в процесс. Для успешной реализации этих задач необходима разработка программ с учетом потребностей региона: повышение квалификации сотрудников туристической администрации и персонала на местах, организация событийных мероприятий, мастер-классы и т.д.

В тоже время в Московской области уже действует несколько успешных проектов по продвижению уникальных брендов: музей исчезнувшего вкуса «Коломенская пастила» (г. Коломна), музей-пекарня «АКРИ» (г. Ступино), музей русского десерта (г. Звенигород), паломническая кухня: трапезная Лавры преподобного Сергия (г. Сергиев Посад).

У каждого из этих проектов был свой путь, о котором рассказали их представители. Но есть и общие, основополагающие черты: привязка к конкретной территории (соотнесение бренда и конкретного места вплоть до дома), сбор уникальных рецептов по выбранной тематике (работа в архивах), налаживание собственного уникального производства, самостоятельная разработка технических условий, сертификация, брендирование, проведение экскурсий для детей и взрослых, мастер-классы, дегустации. Немаловажно, что все эти бренды пока сознательно отказались от выхода на общероссийский рынок, т.е. каждой из этих лакомств можно попробовать только в конкретном городе, что, безусловно, способствует притоку туристов.

В октябре 2014 года в Крокус Экспо прошел первый международный гастрономический фестиваль Подмосковья «Русский вкус». Генеральный менеджер фестиваля Марина Юрьевна Черепанова рассказала об успешности фестиваля, основной идеей которого было представление новой русской кухни и продвижение подмосковных малых производств и фермерских хозяйств на рынке.

Организаторы считают, что из-за различий между жителями городов в старину и жителями мегаполисов сейчас невозможно возрождение изначальной русской кухни. Старинные рецепты должны быть адаптированы, старые блюда готовиться на новый лад, например, стать менее жирными и более быстрыми в приготовлении. У фестиваля будет продолжение, которое пройдет в одной из усадеб Московской области в мае 2015 года, к участию приглашают рестораторов, фермеров и других предпринимателей.

Модератор конференции, бренд-стратег «Ассоциации развития городов» Наталья Владимировна Рыбальченко рассказала о разработке интерактивной карты Московской области, которая позволит систематизировать информацию о культурно-исторических достопримечательностях, наличии в непосредственной близости от них ресторанов, гостиниц и прочих услуг. По ее словам, такая карта значительно облегчит построение туристических маршрутов, а так же поиск партнеров.

Интересным оказалось, что в Талдомский муниципальном районе уже существует подобная карта, правда в бумажном варианте. Ведущий специалист Комитета по культуре, физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Талдомского муниципального района Анна Геннадьевна Травина рассказала участникам конференции, что сформирована база малого предпринимательства района, с этой базой ведется постоянная работа: были посещены все действующие фермерские хозяйства, налажены отношения, выявлены проблемы, все контакты, фото и описания были нанесены на карту.

Созданием аналогичного бизнес-каталога, но в электронном варианте занимаются сейчас в Волоколамском районе.

Своими идеями по развитию гастрономического туризма в Московской области поделились так же участники конференции из Зарайского, Рузского, Пушкинского, Солнечногорского и Чеховского муниципальных районов.

Конференция стала площадкой для обмена опытом, обсуждения теоретических и практических проблем и перспектив развития туризма в Подмосковье. По итогам всем участникам были выданы сертификаты краткосрочного повышения квалификации по программе научно-практической конференции. 

 

Текст, фото: Елена Александрова