«НЕурок» географии в День Земли

Старт игры. Скриншот с записи вебинара
Старт игры. Скриншот с записи вебинара

22 апреля на базе Волгатеха состоялась республиканская поисково-исследовательская игра «Открой свой город заново». В этом году игра впервые вышла на республиканский уровень и проходила в рамках нового проекта Русского географического общества «НЕурок географии».
Организаторами мероприятия выступили Министерство образования и науки Республики Марий Эл, МОУДО «Детско-юношеский центр «Азимут» г. Йошкар-Олы им. С.В. Яшина», Поволжский государственный технологический университет и Отделение Русского географического общества в Республике Марий Эл.

Просветительский проект "НЕурок географии" проводится с целью популяризации географических знаний, повышения интереса к географии России и освещения деятельности Общества, демонстрации географических достижений, природоохранной, образовательной, исследовательской и иной деятельности для реализации потенциала страны в познавательно-развлекательном формате. Сроки проведения 21-30 апреля 2023 года.

В этом году игра проходила 22 апреля – в День Земли, а тема игры звучала так: «Фенология – что это такое?».

Фенология – это наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Фенология - пограничная дисциплина между биологией и географией. В биологическом плане она изучает закономерности сезонного развития организмов, в географическом – те же закономерности в их связи с факторами неживой природы и географическим положением объектов наблюдений.

Тематика игры стала особо актуальной в эти дни, т.к. в этом году «зеленая весна» в нашем регионе наступила почти на 2 недели раньше. Поэтому задачи игры приобрели не только образовательное, но и научное значение.

Итак, по порядку…

На образовательном портале Mooped Волгатеха в 9.00 был дан старт игре.

img_20230422_090751.jpg

Приветствие участников игры. Фото Е. Гончаров
Приветствие участников игры. Фото Е. Гончаров

Участников приветствовали представители оргкомитета – Гончаров Евгений, зав. кафедрой экологии, почвоведения и природопользования Волгатеха, член РГО (автор заданий) и Мосурова Полина – методист Детско-юношеского центра «Азимут».
Евгений Гончаров отметил особенности игры этого года: во-первых, это республиканский уровень; во-вторых, – полностью дистанционный видеоформат мероприятия, что позволяет участвовать в игре школам со всех уголков республики и получать непрерывно консультационную поддержку ученых-членов жюри; в-третьих – комфортность: выполнение заданий рядом со своей школой и возможность применять исследовательские методики и в дальнейшем в своей местности.

vydacha_zadaniy.jpg

Выдача задания командам. Скриншот с записи вебинара
Выдача задания командам. Скриншот с записи вебинара

Командам предстояло выполнить следующие задания:
1) определить роли участников команды: ботаника, зоолога-орнитолога, картографа, метеоролога и информатика и изучить файл задания;
2) провести рекогносцировку окрестностей своей школы и определить объекты ботанических, зоологических и гидрометеорологических наблюдений;
3) используя космический снимок, составить карту-схему участка (маршрута) наблюдений, на котором отобразить объекты наблюдений;
4) провести наблюдения на своем участке: определить фенофазы растений и отметить встречу видов животных (птиц, насекомых), включенных в анкету-программу наблюдений, охарактеризовать состояние погоды и заполнить фотодневник;
5) по данным метеостанции рассчитать дату наступления фенологической весны в 2023; 
6) творческое задание включало – провести поиск нетривиальных весенних народных примет, объяснить их «физического» (буквально – «природного») смысл и сделать прогноз на лето и урожай.
7) подготовить презентацию и направить ее в жюри;
8) защитить свой проект в формате видеоконференцсвязи.
И как всегда по правилам игры – на это было отведено всего 4 часа.
После старта игры в течение 3 часов жюри работало в режиме мастер-классов и консультаций.
Так юных картографов Евгений Гончаров познакомил с техникой создания карты-схемы окрестностей школы с использованием бесплатной ГИС-программы САС.Планета и космических снимков; с возможностями ресурса topographic-map.com, позволяющим на основе цифровой модели рельефа и топокарт определять в один клик высоты местности, что важно для характеристики территории исследования и метеорологических измерений.

master_klass_po_gis.jpg

Мастер-класс для картографов. Скриншот с записи вебинара
Мастер-класс для картографов. Скриншот с записи вебинара

Второй мастер-класс был посвящен методике определения дат наступления сезонов и подсезонов года. Так юным метеорологам было показано, как на основе метеоданных сайта рп5.ru можно рассчитать дату начала метеорологической весны, т.е. дату устойчивого перехода максимальной суточной температуры воздуха выше 0°С.

master_klass_po_meteo.jpg

Мастер-класс для метеорологов. Скриншот с записи вебинара
Мастер-класс для метеорологов. Скриншот с записи вебинара

Светлана Мухаметова, доцент кафедры садово-паркового строительства, ботаники и дендрологии, провела консультации для юных ботаников по определению фенофаз древесных и кустарниковых растений. 
А еще участники узнали: как с помощью смартфона можно в полевых условиях по фотографии с «Умной камерой» Яндекса определять виды растений и животных, как с помощью мобильного приложения Bird Nerd по голосу распознать поющую птицу, а в приложении «Окружающий мир РГО» - загрузить результаты наблюдений на фенологический портал Русского географического общества.
К 14.00 все команды предоставили в жюри свои презентации. В ходе онлайн-жеребьевки была определена очередность защиты проектов.

zashchita_proekta_3.jpg

Защита проекта. Скриншот с записи вебинара
Защита проекта. Скриншот с записи вебинара

В отличие от традиционных индивидуальных проектов научных конференций, где представляются узкоспециализированные проекты – все участники игры получили навыки работы в команде, прошли в интенсивном режиме цикл погружения в проблему от знакомства с теорией и методикой исследования, полевых и камеральных работ до разработки прогнозов сезонного развития природы и хозяйственной деятельности и защиты результатов своих изысканий.

zashchita_proekta_2.jpg

Защита проекта. Скриншот с записи вебинара
Защита проекта. Скриншот с записи вебинара

На финише игры команды показали следующие результаты:
Диплом I степени – команда МОУ «Лицей №11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»;
Диплом II степени – команда МБОУ «СОШ № 9 г. Йошкар-Олы»;
Диплом II степени – команда МБОУ «Образовательный комплекс «Школа № 29 г. Йошкар-Олы»;
Диплом III степени – команда ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»;
Диплом III степени – команда МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»;
Диплом III степени – команда МБОУ «СОШ № 21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы».

img-20230422-wa0018.jpg

Работа жюри. Фото П. Мосурова
Работа жюри. Фото П. Мосурова

Все участники получили массу эмоций и новые знания, памятные сувениры от, а команд-призеров – ждут подарки от Волгатеха, Отделения РГО в Республике Марий Эл и ДЮЦ «Азимут».