"ОБУЧАТЬ — ЗНАЧИТ ВДВОЙНЕ УЧИТЬСЯ". Шамова Елена Валентиновна

- Расскажите о себе.

- Меня зовут Шамова Елена Валентиновна. В 1991 году я закончила Казанский государственный университет и сразу пошла работать в школу. Всю жизнь занимаюсь географией. Был период, когда я работала в ВУЗах, вела предметы, близкие к географии: экологию, экономику, природопользование, демографию.

- Кем вы хотели стать в детстве?

- Космонавтом. Но мама сказала: «Только через мой труп!» В моей судьбе большую роль сыграла моя учительница, она меня сориентировала на профессию, и по жизни является моим учителем. Очень интересная у нас получилась связка. Она – мой учитель с 8 класса и по сию пору.

- Какой вы были ученицей и студенткой?

- Примерной. Я хорошо училась, никогда не было проблем. Учиться всегда было интересно. В школе любимыми предметами были география, история, астрономия и литература.

- Как и когда вы решили, что хотите быть учителем?

- Играть в школу любила с детства. Как я уже говорила, определиться с профессией мне помогла моя учительница, и уже в 10 классе я определилась точно. Даже поступать в университет я ездила со своей учительницей, она как крестная мама для всех своих учеников. В том числе и для меня.

- Как она разглядела ваш потенциал?

- Мы ее очень любили. Она замечательный учитель географии. Наверное, если бы другие мои одноклассники  не выбрали что-то другое, все пошли бы по пути, связанным с географией. Она очень яркий и интересный человек, с ней всегда легко и приятно общаться. Для меня не стоял вопрос о выборе профессии: география и все.

- Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?

- Помню. Это было 1 сентября 1991 года и, по-моему, это было воскресенье. Стояла дикая жара. Я встретила своих учеников, это были очень вежливые шестиклассники. Они были рады меня встретить, очень хорошо приняли. Это была школа, в которой я училась, и мои учителя стали моими коллегами. Замечательный был коллектив

- Есть ли человек, на которого вы равняетесь в профессиональном плане?

- Моя учительница географии, Татьяна Николаевна. Огромный арсенал знаний, работоспособность, фантастическое желание создавать новое. Она никогда не работает по шаблонам, всегда у нее есть что-то новое, интересное. Очень интересный человек, бодрый, позитивный, от нее заряжаешься энергией.

- Чувствуется ли в вашей работе развитие технологий и влияние времени?

- Да, чувствуется. Хорошо, что появились информационные технологии. Теперь есть возможность показать детям, как выглядит Амазонская низменность, и что из себя представляют Кавказские горы. Большое счастье, что я могу это показать. У математиков, может быть, нет такой необходимости, а у географов есть. Время уплотняется, дети другие. Совершенно не такие, какими были раньше. Они хуже представляют себе какие-то модели, проще воспринимают картинки, но не схемы. Современные дети хуже понимают текст, разговаривают на другом языке – понять их иногда бывает сложно. Хотя может быть, это не они изменились, а мы отстали. Но в остальном это те же самые дети, что и были раньше. С ними интересно работать, они отзывчивые. Вот врачом я бы, наверное, работать не смогла. С детьми работать хорошо, они делятся своей энергией. Все учителя, наверное, немножко вампиры: мы отдаем, но и берем. Получается, что у нас с детьми происходит взаимный обмен. Поэтому я обычно не ощущаю усталости в конце рабочего дня. А вот к концу учебного года усталость уже накапливается.

- Чувствуется ли от детей интерес к знаниям, к географии?

- Чувствуется. Особенно большой интерес у 5-6 классов, когда изучаем с ними физическую географию. В это время у них в программе немного естественнонаучных предметов. Надо этим пользоваться, постараться максимально заинтересовать.

- Много ли ваших учеников выбрали профессию, связанную с географией?

- Один из моих выпускников сейчас учится в МГИМО по направлению «Экология и природопользование», если не ошибаюсь, хотя в школе его любимым предметом была история. Самым сложным было уговорить его в 8 классе пойти на олимпиаду по географии. Он сходил, втянулся, и в итоге выбрал этот путь.

- Волнуетесь за учеников во время олимпиад и экзмаенов?

- Конечно. Вы нас просто не видите, когда они на олимпиады ходят и ЕГЭ сдают. Мы переживаем очень сильно.

- По вашему мнению, каждого ли ученика можно научить и привить интерес к предмету?

- Очень сложный вопрос. Мы стараемся работать на весь класс. Но один ребенок выносит из урока все, а другой – ничего. Вообще это процесс обоюдный. Я готова научить, но при этом ребенок должен быть готовым взять эту информацию. Если он не готов, значит, у нас диалог не получается. Можно петь и плясать, приглашать в Гарвард и Оксфорд, но если ребенок не готов, ему не надо – он не возьмет. В принципе, научить можно каждого ребенка, но только когда он находится в фазе готовности к обучению. Это очень важно.

- Что для вас самое сложное в работе?

- Оценки ставить. Правда, очень тяжело. Есть строгие каноны, по которым я должна ставить оценки. Но дети очень разные. Если ребенок, который занимается слабо, делает прорыв, хоть и не на «5» и даже не на «4», его все равно надо поощрить. Перед учителями всегда стоит такая проблема. Мы имеем дело с живыми людьми, а живой человек в рамки не укладывается. Бывает, что способный ребенок перестает заниматься, и тогда оценкой его нужно замотивировать, стимулировать.

- Что для вас самое интересное в работе?

- Получать обратную связь. Когда дети пишут проверочные работы, эссе, творческие работы. Всегда интересно почитать, что они пишут. Когда читаешь, как будто приоткрываешь дверцу во внутренний мир ребенка. Видишь, как он воспринимает мир. Иногда бывают смешные случаи. Например, пятиклассница на контурной карте подписала южную оконечность Африки не как мыс Доброй Надежды, а «мы с доброй надеждой». Я до сих пор храню это в телефоне, абсолютный хит! Это очень интересно.

- То есть вы даете ученикам творческие задания по географии? Как это?

- С учениками мы делаем научно-практические работы. Открытий там никаких нет, в общем-то, но для детей это все равно открытие. Выступаем на конкурсах и конференциях. Все эти работы творческие, информацию взять неоткуда, кроме как сделать все самому.

- Довольны ли вы, что выбрали именно профессию учителя?

- Абсолютно. Я не стала бы ничего менять.

- Можно ли научиться быть учителем или важно чувствовать свое призвание?

- Можно чувствовать свое призвание и не состояться как учитель. Есть ученые, которые не могут быть лекторами. Есть лекторы, которые не могут быть учеными. Так и здесь. Наверное, научиться быть учителем можно. Но надо ощущать себя учителем: уметь вести урок, видеть весь класс целиком. Я считаю, что учителями не рождаются, учителями становятся.

- А вы чувствовали свое призвание, когда поступали в университет?

- Да. Чуть позже у нас была педагогическая практика, мы сначала смотрели, как ведутся уроки, а потом вели сами. Некоторые мои однокурсники после этой практики сказали: «Нет». А некоторые сказали: «Да». И я одна из них.

- Остается ли время на хобби?

-Да. С детства занимаюсь астрономией. Если бы не стала географом, была бы астрономом. Дома есть телескоп, вместе с детьми и мужем ведем наблюдения. Еще люблю читать, обычно это художественная и историческая литература. На летних каникулах  больше уделяю времени дому, родителям, занимаюсь садом.

- Как не терять интереса к своей работе?

- Нужно периодически представлять, что ее нет. Учителя подвержены эмоциональному выгоранию. Слишком много нужно всего сделать, ничего не успеваешь, живешь в вечном стрессе, устаешь от всего этого. Поэтому нужно правильно распределять силы и уметь отдыхать. У меня тоже были такие моменты. Когда заканчивается учебный год, мы с коллегами первые пару недель ведем растительную жизнь: едим, спим, немного делаем что-то по дому. Уже после этого превращаемся в нормальных людей, начинаем жить. В течение учебного года хватает выходных, чтобы восстановиться.

- Что вы можете пожелать своим учителям и коллегам?

- Желаю никогда не терять интереса к жизни, работе. Здоровья, конечно. И пусть всегда будут положительные эмоции. Жить очень интересно!