"Обучать — значит вдвойне учиться". Туктарова Илюса Галиакберовна

В своих интервью мы рассказываем об жизни и работе выдающихся учителей Набережных Челнов. В этот раз мы беседовали с учителем Гимназии №57 Туктаровой Илюсой Галиакберовной о собственной методике преподавания и поздней мечте стать врачом.

- Кем вы хотели быть в детстве? Сбылась ли детская мечта быть учителем?

-  Я всегда хотела быть учителем. Моя старшая сестра училась в педагогическом колледже, я смотрела на нее и не видела для себя другого варианта. Родители ни на чем не настаивали. Сколько лет работаю – всегда чувствовала себя на своем месте. А недавно задумалась, почему не пошла в медицинский колледж, почему не стала врачом? Но я не жалею о выбранной профессии. К тому же, географию я очень люблю, поэтому ее и выбрала. Хотя сомневалась: когда приехала на вступительные испытания в университет, долго не могла выбрать между географией и биологией. В итоге выбрала географию и не пожалела, во время учебы еще больше ее полюбила. Сейчас даже не могу себя представить учителем биологии.

- Какой вы были ученицей?

- Я была очень прилежной школьницей. Учеба давалась легко. В педагогическом колледже тоже училась хорошо, закончила его с красным дипломом. Была добросовестной, доводила все до конца. Наверное, так родители воспитали. И к работе отношусь ответственно: если поручили что-то сделать, сделаю на «пять с плюсом». Для меня в работе очень важно, чтобы дети все поняли и усвоили, чтобы им было интересно. Хотя по нынешним стандартам положено, чтобы дети проявляли больше самостоятельности, по большей части изучали материал сами. Но бывают ведь сложные темы, когда самому разобраться очень сложно. И тогда нужно помочь.

- Помните ли вы свой первый рабочий день в школе?

- Помню, помню! В тот день я была в черном платье с белым воротником, я захожу в класс, дети, класс седьмой-восьмой, шумят, разговаривают. Прозвенел звонок, они встали, и я слышу: «Это что, учитель? Разве это не десятиклассница?» Не сразу, но они меня восприняли. В первое время было тяжело…

- Как вы добились расположения учеников?

- Может быть, своим характером или терпеливостью. Я всегда удивлялась учителям, на уроках которых дети сидят тихо и спокойно, у меня так никогда не получалось. На моих уроках дети постоянно что-то делают, шуршат, изучают учебники, контурные карты. Считаю, что так и должно быть. Дети, когда читают, запоминают. Вот и пусть учатся! Тем более, что в них чувствуется интерес к учебе и географии.

- Есть ли человек, который повлиял на вас в профессиональном плане? Кто-то, на кого вы равняетесь?

- Я очень любила своего школьного учителя географии. Наверное, это тоже как-то повлияло на выбор профессии. Но сейчас для меня нет каких-то идеалов в профессиональном плане.

- Чувствуется ли, что дети меняются из поколения в поколения?

- Небольшие изменения, конечно, есть, но дети все равно остаются детьми. Хоть информации сейчас и много, но я бы не сказала, что в плане учебы они могут найти нужную и, самое главное, правильную информацию, самостоятельно. Их обязательно нужно направлять.

- А развитие технологий на вашей работе сказывается?

- Да, сказывается. Не хочется отставать от времени и от детей. Я люблю в работе пробовать что-то необычное, детям это нравится. Среди учителей гимназии я, наверное, первая начала принимать зачеты на компьютерах. Это было еще в 1997 году, тогда у нас только появился компьютерный класс. В день, когда я решила провести тест в 9 классе на компьютерах, в городе была министерская проверка, комиссия попала на мой урок. После уроков ко мне подошла учитель географии, член комиссии, и сказала, что то, как я работаю, не похоже ни на одну существующую методику. Даже предложила защитить диссертацию на эту тему. Но я и сама не могу объяснить, как работаю. Просто чувствую, как надо. Мой любимый вопрос от учеников – почему? Они спрашивают, и сами же доходят до ответа, ищут, изучают, выстраивают причинно-следственные связи. Я могла бы им назвать правильный ответ сразу, но не делаю этого. Наверное, в этом есть особенность моей работы. В университете этому не учили, я пришла к этому сразу на практике.

- Как вы считаете, любого ли ученика можно научить предмету и привить интерес?

- Каждого, может быть, и не получается, но большинство можно. В моей практике не встречалось такого, чтобы ребенок упорно отказывался учиться. Заинтересовать все равно можно.

- Что в вашей работе самое сложное для вас?

- Не могу сказать, если честно.

- А что самое интересное?

- Люблю готовить детей к олимпиадам, экзаменам. Сейчас я даже сама веду курсы повышения квалификации для учителей. Еще люблю в работе выявлять одаренных детей, работать с ними. Замотивировать детей участвовать в олимпиаде по географии не так просто, потому что не часто они выбирают этот предмет для сдачи ЕГЭ. Тут важно донести, что знания нужны не для оценок, а для жизни.

- Довольны ли вы, что выбрали эту профессию?

- Очень довольна. Я люблю свою работу, люблю географию, детей, работать с ними. Даже если это непростой ребенок, и он не проявляет рвения к учебе. Все равно это интересно и нравится мне. Но все-таки разочарование в один момент меня настигло. Педагогический колледж я закончила как учитель начальных классов, пошла на практику. Работать с младшеклассниками для меня оказалось очень сложно, и тогда я поняла, что учить ребят постарше мне ближе и интереснее. После этого решила пойти учиться дальше в университет и стать учителем старших классов.

- Бывает, что устаете от работы, постоянного общения с людьми?

- Не сказала бы, что устаю от общения с людьми, но от работы – бывает. Но тут дает о себе знать возраст.

- Как справляетесь с усталостью?

- Нужно немного отдохнуть. Сейчас я работаю мало, всего два дня в неделю. Решила не уходить на пенсию сразу, хотя сначала хотела. Веду уроки у 9-11 классов, готовлю детей к олимпиадам и экзаменам. Такая работа - удовольствие и отдых.

- Остается ли время на хобби?

- Остается. В сезон люблю заниматься огородом. А сейчас у меня внучки, провожу время с ними. Для меня это отдых и развлечение.

- Где вы ищете вдохновение?

- Мне нравится то, что, несмотря на возраст, я постоянно нахожусь среди людей. Вдохновляет еще и  то, что я делюсь своими знаниями, чувствую, что нужна своим ученикам и другим учителям, школе.

- Можно ли научиться быть учителем по какому-то алгоритму, или здесь важно чувствовать свое призвание?

-  Считаю, что важно чувствовать свое признание. Если учитель этого не чувствует, от этого мучаются дети, потому что им просто бывает неинтересно. Многие уходят после нескольких лет работы в школе, быстро перегорают и теряют интерес. Проработать в школе много лет сможет только человек, который любит свою профессию.

- Как не терять с течением лет интерес к своему делу?

- Надо любить свою работу.

- Что пожелаете своим ученикам и коллегам?

- Желаю работать и любить свою профессию, достигать результатов. И, конечно, быть здоровыми.