Осень в Монголии - заметки из дневника экспедиции

На Эргиль-Обо
С проводником Андидыром

В ноябре 2017 года  состоялась  экспедиции Нерчинского отдела РГО в Монголию по местам Монгольской палеонтологической экспедиции И.А. Ефремова (1948 г.).   

Участникам  экспедиции  пришлось преодолеть более 2000 км по снегам и пескам Восточной Гоби, увидеть и почувствовать её суровость осенью.  

«Проехав шестнадцать километров по тропе, мы оказались у самого мыса плато и сразу узнали окружающую местность по фотографиям. Даже огромное гнездо орла или грифа, прилепившееся с северной стороны под кручей верхней кромки обрыва, описанное начальником американской экспедиции Эндрьюсом, было на месте. Я поднял винтовку и послал пулю в обрыв над гнездом. Вспыхнул огонек трассирующей пули, гулкое эхо раскатилось в обрывистых стенах. Гнездо оказалось покинутым…». - так в марте 1948 г. писал в своей книге «Дорога ветров» руководитель Монгольской палеонтологической экспедиции И.А. Ефремов о месторождении динозавров под названием Эргиль-обо.

verblyudy-u-choybalsana-foto-aleksandr-filinov.jpg


Верблюды у Чойболсана

Вот это место и ещё одно (Баин-шире) интересовало нас в экспедиции, которая проходила с 5 по 14 ноября этого года. В 2015 г. нам по разным причинам не удалось посетить восточный район исследований И.А. Ефремова. Теперь наш маршрут проходил через Соловьевск – Эрэнцав – Чойбалсан - Баруун-Урт (Сухэ-Батор) – Сайшанд – Зуун-Баян – Баин-ширэ - Хувсгел – Хатанбулаг – Эргиль – обо.

На пути в Чойболсан часто встречались стада дзеренов, верблюды.

Осень в Монголии начинается раньше, чем у нас. Это объясняется абсолютной высотой территории над уровнем моря. На нашем маршруте высота составляла более 1000м. Особенно много снега выпадает в начале ноября на Монгольской равнине (участок г. Чойбалсан – Сухэ-Батор). Снег передувается ветром, образуя наст, что препятствует движению транспорта, а также затрудняет добывание корма животными. Дороги в восточной части Монголии больше полевые. Ещё одна особенность этого времени года – это ветры. Ветры в течение дня дуют практически постоянно, усиливаясь во второй половине, нередко со снегопадом, переходящем в метель. Ночью температура опускается до - 20°С. Южнее, в районе Хатанбулага снега значительно меньше, а на отдельных отрезках  нашего маршрута он совсем отсутствовал. Как и у нас в ясные дни много солнца, которое ярко освещает бескрайние просторы степей и пустынь восточной Монголии. Несмотря на снег и ветер, стада лошадей, овец, коз пасутся, и, кажется не обращают внимания на погоду.

Путь от Чойболсана до Баруун-Урта проходил по Монгольской равнине. Это холмистая местность. Однообразный пейзаж оживляют юрты и редкие машины, идущие от населенных пунктов. Уже поздно вечером мы были в городе. Баруун-Урт – центр аймака Сухэ-Батор. Недалеко от города находится рудник по добыче цинка.

Утром, мы с помощью друзей монголов определились с направлением, и главное – с навигацией. Путь лежал на г. Сайшанд. В этот день шел снег. На смену равнине скоро стали встречаться пади. По падям заложены русла небольших сухих  речек. Здесь мы встретили первые деревья – хайлясы (ильмы). Скоро прибыли в Халзан –центр сомона (по нашему района). Население более 500 человек. Снег не прекращался. Нам предстояло далее преодолеть около 100км. до Баяндэлгэра. В этом поселке есть заправка и ветряк. Далее двинулись на Дэлгэрх (90 км.). На широте 45°с.ш. стали попадать участки каменистой пустыни и небольшие стада дзеренов.  Дэлгэрх – это тоже центр сомона, но уже другого аймака, аймака Дорногов. Остановка в Сайшанде. Ночевка. Сайшанд по меркам страны – большой город с населением более 18 тыс. чел. Видно, что это бывший военный городок: остатки разрушенных казарм, памятники военной техники и др.

Утром все дороги из Сайшанда были перекрыты. Шли учения на случай землетрясения. Народ дружно двигался на окраину города, чтобы отметиться, что он участвовал в учениях. Пришлось ждать около 3 часов. День выдался ясный и солнечный. После обеда двинулись в район Зуунбаяна. Началась пустыня. Снега нет. Проезжая по поселку, было ощущение, что он заброшен: нежилые пятиэтажки, асфальт только местами, казармы, за поселком полигон. Стали попадаться верблюды по 1-3. Пересекли русло небольшой речки и на востоке появились заросли саксаула. Мы приближались к Баин-ширэ. Здесь экспедиция Ефремова обнаружила скелет анкилозавра длиной до 3 м. До обрывов оставалось не более 5 км. Мы решили подняться на небольшую сопку с выходами скал, но здесь нас поджидали скрытые под камешками мелкозернистые пески. Пришлось буксовать. Друзья монголы нам помогли выбраться. Уже стемнело. Баин-ширэ осталось в стороне.  Осмотреть его не представлялось возможным. Ехали ночью. Вдоль дороги часто бежали пустынные зайцы – толаи. Когда они уставали, то прятались в кусты саксаула. Нам приходилось иногда останавливаться, чтобы не довести зайца до инфаркта. Проехали места, где ведется добыча нефти. Ночевали на окраине Хувсгела.

Утром заправка машины и путь на Хатанбулаг. Здесь пустыня лежала в снегу. Через полтора часа пути снег исчез, зато стали попадаться верблюды. К обеду мы были в Хатанбулаге. Поселок с населением 600 человек, рядом воинская часть, кругом пески. После обеда нашли проводника до Эргиль-обо. Проводник – молодой монгол по имени Андидыр. В районе Эргиль-обо сейчас создан национальный парк. Около 14.00 мы были на Эргиль-обо, который находится в 20 км к северу от Хатанбулага. Эргиль-обо - это протяженный обрыв длиной более 8 км, представляет собой гигантское русло древней реки. На вершине восточного высокого обрыва установлено крупное обо. Спустились вниз с обрыва, осмотрели красные глины и выходы песчаников.

s-provodnikom-andidyrom.jpg


С проводником Андидыром

Ближе к краю в восточной части видно, что это место посещают орлы. Не здесь ли было гнездо орлов, которое есть на фотографии Эндрьюса, ни в него ли стрелял на радостях И.А. Ефремов в 1948 г.! А может быть под этим выступом стояли палатки экспедиции И.А. Ефремова? Все эти догадки одолевали меня, когда я спустился под обрыв. У подошвы выступа лежат явные фрагменты костей мезозойских динозавров. Они небольшие диаметром 40-50 см. Здесь же несколько кустов гобийского миндаля, окутанные лентами синего, желтого, зеленого цветов – святые места. С самой вершины обрыва в котловине видна юрта. Она белам пятном выделяется на фоне желтых песков. Эта юрта для туристов и ученых, которые периодически посещают национальный парк. Дул сильный ветер. Осмотр обнажений занял около двух часов.

Кто же обитал 40 миллионов лет назад в этих местах? В своей книге «На поиски динозавров в Гоби» А.К. Рождественский пишет о протоэмболотериях  величиной почти со слона, живших  на болотных и приозерных участках, болотных носорогах, о гигантских свинообразных энтелонодонах величиной с быка.

Поднявшись на обрыв (или плато, как пишет И.А. Ефремов), обратил внимание на множество мелких камешков разного цвета, которые усеивали поверхность песка. Позднее, в книге «Дорога ветров» И.А. Ефремова нашел описание: «Крупная галька, выдутая ветром из конгломератов, усыпала его (плато) поверхность. Галька лежала на том же месте, где было дно древней реки, которая текла здесь сорок миллионов лет тому назад, и я ступал по ней со странным ощущением, что иду по дну потока давно прошедших времен». После осмотра обнажений мы вернулись в Хатанбулаг. Поужинали в юрте Андидыра и отправились в обратный путь.

Экспедиция завершена. Нам пришлось преодолеть более 2000 км по снегам и пескам восточной Гоби, увидеть и почувствовать её суровость осенью, познакомиться с друзьями монголами, которые нам помогали. Огромное спасибо Олегу Викторовичу Маркелову – водителю экспедиции.