От артефактов XIII века – до новейших времён: в Костроме открылась воссозданная экспозиция об истории Костромского края

Фото: ГТРК Кострома

Но­вый му­зей рас­по­ложил­ся на ули­це Дзер­жин­ско­го – в быв­шем «гу­бер­на­тор­ском до­ме». Здесь пред­став­ле­ны уни­каль­ные эк­спо­наты из фон­дов кос­тромско­го му­зея-за­повед­ни­ка.

Пер­вый этаж но­вого му­зея за­нима­ют ар­хе­оло­гичес­кие на­ход­ки. Не­кото­рые толь­ко ус­пе­ли под­нять из зем­ли – и уже выс­тавля­ют. Оби­лие на­тель­ных крес­тов ука­зыва­ет на креп­кую связь Кос­тро­мы с пра­вос­ла­ви­ем. Вот эти юве­лир­ные ве­сы уче­ные да­тиру­ют XV ве­ком – пря­мое ука­зание на бо­гатые тра­диции зла­токуз­нечно­го де­ла. Все най­де­но на тер­ри­тории сов­ре­мен­ных Крас­ных ря­дов. 

Алек­сей Ла­зарев, на­чаль­ник на­уч­но-изыс­ка­тель­ско­го от­де­ла ОГ­БУ «Нас­ле­дие»:

«Мы наш­ли вот это очень ин­те­рес­ное писало XIII ве­ка. Это уни­каль­ная на­ход­ка. Ведь, по ле­топи­сям, эту тер­ри­торию за­селя­ли с XV ве­ка – а это сред­не­веко­вое из­де­лие го­ворит, что лю­ди здесь жи­ли мно­го рань­ше».

Здесь же – уни­каль­ные ико­ны и кни­ги пе­ри­ода Сму­ты. Вот это Еван­ге­лие – од­но из пер­вых, на­печа­тан­ных на мос­ков­ском пе­чат­ном дво­ре. В 1606 го­ду. Бы­ло лич­ной кни­гой нас­то­яте­ля Ипать­ев­ско­го мо­нас­ты­ря ар­хи­ман­дри­та Паф­ну­тия. Сох­ра­нил­ся да­же его ав­тограф. Поз­же из­да­ние по­пол­ни­ло биб­ли­оте­ку Ипа­тия.

Иван Кузь­ми­чев, хра­нитель фон­да цен­ной и ред­кой кни­ги кос­тромско­го му­зея-за­повед­ни­ка:

«В XVI-XVII ве­ках не бы­ло прак­ти­ки боль­ших час­тных биб­ли­отек. И че­ловек, ког­да по­нимал, что ско­ро ему при­дет­ся отой­ти в мир иной – он жер­тво­вал в цер­кви и мо­нас­ты­ри свои кни­ги во здра­вие сво­их родс­твен­ни­ков или на по­мино­вение сво­ей ду­ши».

На вто­ром эта­же царс­тву­ет ам­пир и клас­си­цизм. Ста­рин­ная ме­бель, фар­фор, уни­каль­ные пор­тре­ты кос­тромских дво­рян и им­пе­ратор­ской семьи. Чуть вы­бива­ет­ся из об­ще­го уб­ранс­тва – но без не­го ни­как – зал со­вет­ско­го пе­ри­ода. Здесь фар­фо­ровый хор Прас­ковьи Ма­лини­ной, пор­трет при­мы драм­те­ат­ра се­реди­ны ве­ка Клав­дии Вет­ков­ской и да­же сим­во­личес­кий ключ, ко­торым от­кры­вали трол­лей­бус­ное дви­жение в Кос­тро­ме.

Ро­ман Ря­бин­цев, пред­се­датель ре­ги­ональ­но­го от­де­ления «Рус­ско­го ге­ог­ра­фичес­ко­го об­щес­тва»:

«Для нас – ис­то­риков, кра­еве­дов, ар­хе­оло­гов – это очень важ­но. Это важ­но и для кос­тро­мичей: они те­перь в од­ном мес­те мо­гут уви­деть всю ис­то­рию го­рода. Это важ­но и для ту­рис­тов».

Бо­рис Ко­робов, кра­евед, экс-мэр Кос­тро­мы:

«Идешь и ды­шишь ис­то­ри­ей. И хо­чет­ся еще раз по­бывать в этом за­меча­тель­ном на­шем оча­ге куль­ту­ры».

Это зда­ние кос­тромско­му му­зею-за­повед­ни­ку пе­реда­ли год на­зад. Му­зей­щи­ки взя­лись про­ек­ти­ровать эк­спо­зицию, по­ка в за­лах шли ре­мон­тные ра­боты. Кос­тро­мичи пом­нят, как в 80-90-е го­ды здесь раз­ме­щалась по­лик­ли­ника. «Гу­бер­на­тор­ским» же этот дом на­рек­ли в 1834 го­ду: имен­но сю­да во вре­мя ви­зита в Кос­тро­му по­селил тог­дашне­го гу­бер­на­тора Ни­колай I. По­велев бо­лее прос­торное зда­ние пе­редать гим­на­зии. От­кры­тие здесь му­зея уче­ные на­зыва­ют ис­то­ричес­кой спра­вед­ли­востью.

Ири­на Едо­шина, про­фес­сор, док­тор куль­ту­роло­гии:

«Ведь это часть воп­ло­щения идеи ар­хи­тек­то­ра Пет­ра Фур­со­ва. Ко­торый хо­тел на этом мес­те на Всех­святской ули­це пос­та­вить дом гу­бер­на­тора, и дол­жна бы­ла быть га­лерея. Он счи­тал, что гу­бер­на­тор обя­затель­но дол­жен на­ходить­ся сре­ди ис­кусс­тва. И тог­да гу­бер­на­тор бу­дет луч­ше, чем он есть на са­мом де­ле».

Сей­час здесь сов­ре­мен­ная под­свет­ка, сис­те­мы ох­ра­ны и тем­пе­ратур­но­го ре­жима. Но­вый му­зей ис­то­рии Кос­тромско­го края уже от­крыт и ждет по­сети­телей.