ОТ КРАШЕНИННИКОВА ДО НАШИХ ДНЕЙ… (История вулканологических исследований на Камчатке и изучение сейсмичности Курило-Камчатского региона)

Вулкан Шивелуч (фото А.В. Маслова)

Поскольку на Камчатке находится немало действующих вулканов, а также полуостров является, пожалуй, самым сейсмоопасным регионом нашей страны, один из разделов работ по проекту "Монография-атлас "Камчатка: от Крашенинникова до наших дней... (основные этапы трёхсотлетнего изучения и освоения)"", выполняемому специалистами Камчатского филиала ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН при участии сотрудников ряда других научно-исследовательских организаций, благодаря грантовой поддержке Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество", посвящен истории вулканологических исследований на Камчатке и изучению сейсмичности Курило-Камчатского региона. Ниже приведены некоторые интересные фрагменты из этого раздела.

 

История вулканологических исследований на Камчатке (Г.А. Карпов, ИВиС ДВО РАН)

Первым, кто не только описал извержения таких активных вулканов как Ключевской и Толбачик, но и сделал ряд важных теоретических обобщений по периодам сильных извержений Ключевского вулкана, был опять же С.П. Крашенинников.

vid_na_vulkan_klyuchevskoi_foto_g.v._bazarkina.jpg


Вид на вулкан Ключевской с р. Камчатки ниже пос. Ключи (фото Г.В. Базаркина)

В 1908–1910 годах на Камчатке работала первая комплексная экспедиция Российской академии наук, состоявшая из членов Русского географического общества и финансировавшаяся отечественным меценатом Ф.П. Рябушинским. Помимо того что участниками этой экспедиции были получены многие важные данные по растительности, животному миру, геологии, метеорологии, гидрографии, этнографии Камчатки, по материалам работ в ее составе геодезист Н.Г. Келль, в последующем член-корреспондент АН СССР, в 1926 году издал первую инструментально выполненную карту вулканов Камчатки, демонстрировавшуюся в 1932 году на международной конференции в Японии.

Но настоящей кузницей кадров отечественных вулканологов стала Камчатская вулканологическая станция, организованная по инициативе академика Ф.Ю. Левинсона-Лессинга в 1935 году в пос. Ключи. Место станции было выбрано не случайно. Именно здесь располагается самая крупная группа вулканов Камчатки (12 вулканов), среди которых самый высокий действующий вулкан Евразии – Ключевской и очень активный вулкан – гигант Шивелуч.

vulkan_shiveluch_foto_a.v._maslova.jpg


Вулкан Шивелуч (фото А.В. Маслова)

В 1962 году на базе всех существовавших на Камчатке научных учреждений АН СССР был создан Институт вулканологии Сибирского отделения Академии наук СССР. Первым его директором стал Б.И. Пийп, который стремился сформировать на Камчатке многопрофильный научный центр, упорно развивал фундаментальные направления геологии, включая стратиграфию, геоморфологию, палеовулканологию, геофизику, геотермию. В январе 1971 года в должность директора Института вулканологии вступил  сейсмолог, член-корреспондент АН СССР, ныне академик С.А. Федотов, после чего новое развитие получили геофизическое, геохимическое и геотермическое направления. Качественно усилилась материально-техническая база. В 1976 году было введено в строй специализированное, хорошо оснащенное по тем временам научно-исследовательское судно "Вулканолог", позволившее начать исследования подводного вулканизма Мирового океана.

6 июля 1975 года в районе вулкана Плоский Толбачик началось крупнейшее в историческое время в Курило-Камчатском вулканическом поясе базальтовое извержение, которое получило название – Большое трещинное Толбачинское извержение (БТТИ). Оно длилось 15 месяцев. Академия наук СССР оказала быструю и сильную поддержку Институту вулканологии в исследованиях извержения, а его директор С.А. Федотов блестяще организовал проведение всесторонних научных исследований извержения. Через БТТИ прошли практически все научные сотрудники Института. Результаты исследований опубликованы буквально в сотнях научных статей и в ряде крупных сборников (один из них - Большое Толбачинское извержение. Камчатка. 1975-1976. М.: Наука, 1984. 637 с.).

ozero_azabache_posle_vypadeniya_pepla_vulkana_klyuchevskogo_foto_s.a._petrova.jpg


Озеро Азабачье после выпадения пепла вулкана Ключевского 8 декабря 2008 г.(фото С. А. Петрова)

В 1979 году в Институте вулканологии ДВНЦ АН СССР был создан Совет по прогнозу землетрясений и вулканических извержений, который регулярно работает и по сей день.

 

Изучение сейсмичности Курило-Камчатского региона (С.А. Федотов, А.В. Соломатин, ИВиС ДВО РАН)

Поскольку Камчатка – один из наиболее сейсмоопасных регионов нашей страны, С.П. Крашенинников никак не мог обойти вниманием это грозное природное явление. В его книге содержатся первые описания камчатских землетрясений, вызванных ими наводнений (цунами) и извержений вулканов Камчатки. Однако в конце XIX века, с изобретением первых сейсмографов начался период инструментальных сейсмологических наблюдений. Его началом считается 1897 год, а в первые годы XX века мировая сеть сейсмических станций уже была способна регистрировать сильные дальневосточные землетрясения. Инструментальные наблюдения начала XX века позволяли определять время и с невысокой точностью географические координаты наиболее сильных и средних по силе дальневосточных землетрясений. Такие наблюдения были недостаточными для решения практически важных задач уточнения сейсмической опасности и сейсмического прогноза. Возникновение одного из важнейших научно-прикладных направлений сейсмологии – сейсмического прогноза стало возможным для Камчатки лишь с установкой региональных сейсмических станций и организацией сетей детальных сейсмологических наблюдений. Создание таких сетей наблюдений на Курильских островах и Камчатке связано с именами С.А. Федотова, Б.И. Пийпа и П.И. Токарева.

К началу 1960-х стало ясно, что при изучении свойств сейсмичности и глубинных процессов Курило-Камчатской дуги необходимо также проведение сейсмологических наблюдений на Камчатке. Исследование сейсмичности Курило-Камчатской дуги до и после сильнейших землетрясений 1958 и 1963 годов, форшоков и афтершоков этих землетрясений указало пути решения не менее важной задачи – изучение закономерностей развития и взаимосвязи очагов сильнейших землетрясений, вносящих основной вклад в энергетику сейсмического процесса. К 1964 году были предложены две основные идеи применяемого метода долгосрочного сейсмического прогноза: нахождение наиболее вероятных мест следующих сильнейших землетрясений (сейсмических брешей) и определение закономерностей развития сейсмичности в их очагах (сейсмический цикл).

Первое успешное испытание долгосрочных сейсмических прогнозов на основе таких представлений наступило уже в 1968 году, когда в соответствии с прогнозом на 1965–1970 годы произошло заполнение сейсмической бреши у Северо-Восточной Японии очагом сильнейшего землетрясения 16 мая 1968 года. Поскольку сейсмическая защита Камчатки и Курильских островов, в регионе наивысшего в России уровня сейсмичности и сейсмической опасности, является проблемой государственной важности, этим определяется роль работ Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН по методу долгосрочного сейсмического прогноза, как одного из наиболее важных направлений исследований Российской академии наук на Дальнем Востоке. В 1986 году, в связи с возросшей угрозой разрушительного землетрясения, С.А.Федотовым была составлена записка по сейсмоукреплению зданий и сооружений в г. Петропавловске- Камчатском. На ее основе издано специальное распоряжение Совета Министров СССР о необходимых мерах по снижению риска и возможных потерь при землетрясении. Благодаря этому, в столице Камчатского края проводятся все работы по сейсмоусилению зданий.