От Мурманска до бухты Провидения

Фото: Ксения Руденко

60 лет назад, 5 декабря 1957 года, в Ленинграде был спущен на воду атомный ледокол "Ленин", первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, построенное для обслуживания Северного морского пути и экспедиционного плавания в Арктике. Дата отмечается как день рождения отечественного атомного ледокольного флота.

Постановление о строительстве судна было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Необходимость в атомном ледоколе ощущалась очень остро: запаса топлива действующим в середине XX века дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Строительство поручили ленинградскому "Адмиралтейскому заводу". Главным конструктором ледокола был назначен Василий Неганов, научное руководство проектом возлагалось на Анатолия Александрова. Летом 1956 года атомоход был заложен на верфи завода.

"Ленин" отработал на ледовых трассах 30 лет. За это время он проложил путь во льдах Арктики 3741 транспортному ледокольному судну, прошёл 654 тысячи 400 морских миль (в том числе 563 тысячи 600 – во льдах). В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трёх до 11 месяцев. Кроме того, "Ленин" стал кузницей практической подготовки кадров для атомного морского флота России.

В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на стоянку в Мурманске. В 2009 году на ледоколе, являющимся памятником истории и культуры, открыли музей. Отметим, что "Ленин" стал одной из самых необычных площадок образовательной акции РГО "Географический диктант-2017"