От Ямала до Чукотки

Фото: Александр Бейфус

При грантовой поддержке РГО московские учёные начали разрабатывать новые принципы организации транспортной системы в Сибири и на Дальнем Востоке. Через три года специалисты намерены предложить альтернативные идеи, как и на чём перемещаться в суровых природных условиях.

Над проектом "Зональная мультимодальная транспортная система как основа новой комплексной схемы размещения и развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока" работает "Институт регионального консалтинга". Руководитель проекта – доктор географических наук Александр Пилясов, много лет проработавший на Севере. Помимо РГО, работу поддерживает Российский фонд фундаментальных исследований.

Исследователи называют свой подход "транспортом наоборот". Предполагают, например, что вместо густой сети автодорог на Севере стоит развивать авиасообщение, использовать внедорожники и вездеходы.

Специалисты уже подготовили подробные описания транспортной системы каждого из сотен муниципальных районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для этого проанализировали публикации местных и региональных СМИ, официальные документы и даже посты простых пользователей в соцсетях. Изучили работу федеральных трасс, аэропортов, ледовых переправ и зимников (дорог, проложенных прямо по снегу для езды зимой). Опираясь на полученные данные, эксперты составили предварительную типологию районов по особенностям транспорта.

В дальнейшем учёные отправятся в экспедицию на Север России и проверят свои предположения на практике – изучат пути сообщения от Ямала до Чукотки. Участники проекта будут исследовать транспортную ситуацию от посёлка к посёлку, расспросят местных жителей.

К 2020 году участники проекта рассчитывают высказать детальные предложения, как улучшить транспортное сообщение в Сибири и на Дальнем Востоке.