Откликнулись первые родственники пассажиров "Борта Тюрикова"

"Комсомольская правда" опубликовала материал о первых родственниках пассажиров, откликнувшихся на поиски Красноярского краевого отделения РГО. Масштабные поиски ведутся по всей стране и вот "Комсомолка" разыскала семью Сергея и Екатерины Тарасовых, спасшихся в 1947 году во время аварийной посадки в Сибири.

Как отмечают поисковики, найти родственников, а уж тем более пассажиров злополучного рейса казалось очень сложным. Уже проверили десяток архивов Таймыра и Красноярского края. Фамилии удалось восстановить сотрудникам Русского географического общества, которые уже больше 10 лет по крупицам собирают информацию о том ЧП. Благодаря их усилиям история "Дугласа" облетела весь мир, а сам самолет эвакуировали в Красноярск.

Услышав новость о том, что участники экспедиции по эвакуации самолета "Дуглас", совершившего аварийную посадку на Таймыре в 1947 году, разыскивают родственников спасшихся пассажиров, к журналистам обратился внук одного из них – Сергей Савченко. Оказалось, на борту находились его бабушка, дедушка и дядя.

Сергея Савченко назвали в честь деда. Сейчас ему 63 года, он живет в станице Медведовская (Краснодарский край), работает агрономом.

– Дед и бабушка всю жизнь вспоминали этот рейс, – рассказал «КП» внук пассажиров "Дугласа С-47". – Как только какое семейное торжество или так, тоска на них найдет по молодости, обязательно говорили об этом. Бабушка (по документам она была Харитина, но дед называл ее Катей, да и остальные вслед за ним) часто плакала, когда вспоминала.

Когда супруги Тарасовы вместе с маленьким Владимиром (ему шел шестой год) улетали с Косистого, думали, навсегда. У Сергея еще в сентябре 1946 года закончился трудовой договор с "Нордвикстроем", где он работал старшим буровым мастером. Катерина трудилась насосчицей на нефтедобыче, но тоже уволилась, чтобы уехать вместе с мужем. Однако улететь сразу не получилось – до самой весны ждали подходящей погоды. В Заполярье зима капризная, то и дело пурга. Тогда им казалось: это удача – попасть наконец-то на борт до материка.

Когда прошел первый шок после аварийной посадки, экипаж и пассажиры поняли, что не знают, где именно находятся. Тюриков, по воспоминаниям Сергея Тарасова, считал, что до Хатанги (место промежуточной остановки) недалеко. И решил идти за помощью. Ушли с ним девять человек – бортмеханик, бортрадист и еще шесть пассажиров.

– Дед говорил, что среди оставшихся были два осужденных и второй пилот Сергей Аношко – ему глаза травмировало при посадке, он ничего не видел. Сам дед не пошел, потому что бабушка встала стеной: не пущу – и все тут, ребенок маленький на руках. И потом, у деда самого ведь глаза не было, его выбило еще в 42-м году лопнувшим на морозе буровым тросом, – рассказывает Сергей Савченко.

Сергей Тарасов был мужчиной крупным и по-деревенски крепким. Рассудив, что человек он надежный, Тюриков оставил ему личный пистолет, в котором было три патрона – на случай, если от отчаяния кто-то из пассажиров взбунтуется или нападут осужденные.

Тарасов вспоминал: по мере того как заканчивалась еда, осужденные вели себя все наглее, шептались между собой. А однажды открыто заявили: "Мы-то не пропадем, еда кончится – барашков будем резать». Тогда Тарасов достал пистолет Тюрикова и сказал: "Я вам покажу барашков! Пули три - на вас двоих точно хватит".

Один из дней выдался относительно теплым и ясным, шестилетний Вовка играл неподалеку от самолета. И вдруг услышал гул вдалеке. Прибежал к взрослым, сказал, что слышал самолет. Ему не поверили: "Тебе показалось". Потом на несколько дней зарядила пурга, на расстоянии вытянутой руки ничего не было видно. Но когда вновь разъяснилось, в небе снова показался самолет.

– Дед говорил, что он покружил и улетел, но потом вернулся – сбросил еду и записку: "Мы вас нашли. Будем вывозить", – рассказывает Савченко. – Забрали их уже другим бортом. Но дед подробно не говорил, как вывозили.

После этого случая Катерину и Сергея Тарасовых жизнь еще побросала по стране: они работали на нефтедобыче на Сахалине, потом на Камчатке. Когда вышли на пенсию, вернулись на Кубань, в родную станицу Медведовскую. Сергей построил большой дом, где теперь живет его внук с семьей.

– Жена увидела по телевизору, как президент в Кремле награждает сотрудников Русского географического общества (проект Красноярского краевого отделения РГО "Борт Тюрикова. Возвращение" признан "Лучшей экспедицией по России" на Премии  РГО). И говорит мне: это же тот самый самолет, о котором наш дед все время говорил. Вот я и решил позвонить.

Несколько лет назад в местной газете "Знамя труда" вышла заметка об этом. Но широкого резонанса, по понятным причинам, не было. И вот теперь вся страна знает о еще одном пассажире "Дугласа С-47".

Поисковая операция Красноярского краевого отделения РГО продолжается. Как и история легендарного "Борта Тюрикова".

Информацию о родственниках пассажиров самолета "Дуглас С-47" "Борт Тюрикова" ждут в Красноярском краевом отделении Русского географического общества. Телефон +7 (391) 255-27-52. E-mail: reg24atrgo.ru.