head-bg-picture

Первый русский климатолог

Александр Иванович Воейков. Фото: Научный архив РГО

Александр Иванович Воейков. Фото: Научный архив РГО

Первый русский климатолог Первый русский климатолог

История семьи Воейковых настолько тесно связана с историей Русского географического общества, что иногда сложно определить, где заканчиваются личные хроники и начинается летопись РГО. В Общество входили практически все мужчины этого знаменитого рода.

– Одним из самых известных Воейковых был климатолог Александр Иванович Воейков, родной брат моего прадедушки, – рассказывает потомок Воейковых, филолог Вероника Жобер, некоторое время назад посетившая РГО. – Ранняя и скоропостижная смерть мужа вынудила мою прабабушку, Ольгу Александровну Толстую-Воейкову, переехать к знаменитому родственнику в Петербург, в большую квартиру, специально снятую им для них на Лиговке. Представьте себе: вдруг в размеренную холостяцкую жизнь Александра Ивановича вторглись шесть человек детей, в доме постоянно стоял шум и гам… Александр Иванович повёл себя очень благородно, всячески заботился о нашей семье, дал каждому из племянников прекрасное образование. Тайком, не дай бог узнает и ощутит неловкость прабабушка, он снимал где-то в городе комнату, чтобы иметь возможность работать в тишине.

Фрагмент дневников А.И. Воейкова. Фото: Научный архив РГО

Фрагмент дневников А.И. Воейкова. Фото: Научный архив РГО

Александр Иванович Воейков (1842-1916) – выдающийся русский климатолог, географ, путешественник, член-корреспондент Петербургской академии наук.

В  1865 году в Гёттингенском университете защитил диссертацию на тему: "О прямой инсоляции в различных местах земной поверхности", получив степень доктора философии.

В 1866 году вернулся в Россию и был избран действительным членом Русского географического общества. Воейкову принадлежит заслуга создания сельскохозяйственной метеорологии и организации специальных опытных станций для наблюдений в этой области. В дальнейшем возглавлял метеорологическую комиссию РГО, бессменным председателем которой оставался 32 года.

В науке прославился прежде всего определением так называемой "оси Воейкова" – вытянутого на запад Сибирского антициклона, отделяющего ветры с доминирующей южной составляющей от ветров с северной составляющей.

С 1881 года Александр Иванович – преподаватель Петербургского университета. В 1892-1904 годах Воейков являлся редактором отдела географии 82-томного "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона.

– Вместе с тем Александр Иванович был, как бы это поточнее выразить… чудаком, – продолжает мадам Жобер. – Его поведение настолько отличалось от общепринятого, что нередко на учёного смотрели с испугом. Однажды какой-то маститый профессор из Питера (к сожалению, не помню фамилии!) прогуливался по Невскому проспекту. Мимо шёл трамвай, из окна которого на чистую мостовую сыпались мандариновые корки. "Наверное, там сидит Воейков", – подумал профессор. Так и оказалось! Александр Иванович был вегетарианцем, совсем не ел мяса, питаясь исключительно сухофруктами и кашами. Именно поэтому к нему не очень охотно приходили к обеду гости.

В семье живёт предание о том, как моя бабушка, Екатерина Дмитриевна Воейкова-Ильина, в начале 1900-х годов сопровождала своего известного  дядю  в Женеву, на съезд Международного географического общества. В течение всей поездки она испытывала чувство неловкости, потому что Александр Иванович ходил в сандалиях на босу ногу и в очень причудливой, небрежно наброшенной одежде. Недавно я прочитала книгу воспоминаний В.П. Семёнова-Тян-Шанского, где подтверждается, что Воейков имел репутацию чудака. Свидетельствует об этом и  такой  факт. Когда его младшая племянница, сестра моей бабушки, вышла замуж за сына крестьянки-птичницы, вся семья осудила этот поступок. Представительница старинного рода, который записан в шестую книгу дворянства Симбирской губернии, не имела права так поступать! Зато учёный страшно обрадовался: "Наконец-то приток свежей крови, она оздоровит род!"…

Интересная, часто трагическая хроника семьи Воейковых и её переплетение с судьбой России  увлекли меня настолько, что повлияли на выбор профессии, – я преподаю историю и культуру России XX века и русский язык в Сорбонне. Сделать лекции яркими мне помогает семейный архив, в особенности корреспонденция прабабушки.

Карта распространения Чернозема и Индии. Составлена А.И. Воейковым. 1876 г. Фото: Научный архив РГО

Карта распространения Чернозема и Индии. Составлена А.И. Воейковым. 1876 г. Фото: Научный архив РГО

Кстати, рассказывая о перипетиях судеб близких, Ольга Александровна часто упоминает Русское географическое общество, ведь в него входили все мужчины рода. О том, насколько важную роль Общество занимало в их жизни, говорит такой факт: даже в непростые 20-е годы прошлого века старший сын Ольги Александровны, Александр Дмитриевич Воейков, заведовавший опытным полем при Китайско-Восточной железной дороге под Харбином, просит свою мать, живущую в Ленинграде, обязательно заплатить за него членские взносы в РГО! В её письмах нередко упоминаются крупные деятели Общества, в том числе близкий друг семьи, авторитетный учёный, почётный председатель Русского географического общества Юлий Михайлович Шокальский…

Вероника Жобер родилась в 1945 году в Индокитае. Училась в Сорбонне. Доктор филологических наук. Заслуженный  профессор Сорбонны. Преподавала русский язык, историю и культуру России XX века. Племянница писательницы Наталии Иосифовны Ильиной.