Подвиг русских первопроходцев

В амурском селе Албазино торжественно перезахоронены русские первопроходцы, погибшие в 1685–1689 годах в ходе обороны первого русского поселения на Амуре – Албазинского острога. Братскую могилу русских первопроходцев открыли участники Албазинской экспедиции в ходе археологических раскопок в 2014 году. В 2015 году при грантовой поддержке Русского географического общества исследования были продолжены. Археологи обнаружили как массовые захоронения-скудельни, так и одиночные захоронения в гробах.

Обнаруженные останки защитников острога были помещены в гробы и похоронены по православному обычаю. Необходимость перезахоронения обусловлена тем, что в связи с гибелью священника в начале осады, защитники были похоронены без отпевания – об этом известно из документов XVII века. Поэтому после обнаружения в ходе Албазинской археологической экспедиции массовых могил, было принято решение отдать усопшим заслуженные воинские почести и провести перезахоронение с соблюдением всех православных канонов. Над местом захоронения была возведена часовня.

Перезахоронению предшествовало исследование останков. Экспертиза позволила установить общее количество погребенных – порядка 80 человек, а также определить, что среди погибших были не только мужчины, но также женщины и дети. Это свидетельствует о том, что острог был не только крепостью, но и полноценным населённым пунктом.

"Защита Албазинского острога в XVII века, «Албазинское сидение» – феноменальная история, которая пока известна в достаточно узком кругу специалистов, хотя по своей значимости и мужеству её героев достойна занять такое же место в истории, как более известные – Смоленское сидение во времена Смуты, Азовское сидение. Восемьсот защитников, из которых к концу обороны остались в живых только 60, которые страдали от ран и болезней, но так и не оставили острог до подписания Нерченского договора – героизм и готовность этих людей к самопожертвованию можно сравнить с более близкими и понятными нам примерами: защитой Брестской крепости и обороной Сталинграда", – отметил один из организаторов экспедиции, учредитель фонда "Петропавловск" Павел Масловский.

Первое упоминание об Албазинском остроге относится к сентябрю 1650 года, когда русский исследователь Ерофей Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий даурскому князю Албазе. Укрепив поселение, казаки обосновались там и назвали его Албазинским острогом. После зимовки отряд ушёл, предав городок огню. Спустя пятнадцать лет здесь снова появились русские казаки, крестьяне и промысловики. Но пограничный Албазин постоянно атаковался маньчжурскими отрядами.

С 1685 года острог держал осаду против многотысячного манчжурского войска, вошедшую в историю как "Албазинское сидение". В результате Албазин оказался на китайской территории и был покинут русскими. И только через полторы сотни лет, во времена нового освоения русскими Приамурья, здесь была основана казачья станица, сегодня – село Албазино. Остатки Албазинского городища, расположенные на мысу, сохранились до настоящего времени и представляют собой ровную площадку, окружённую с трёх сторон невысоким валом.

"Эту историю не надо приукрашивать – достаточно рассказать, и она поразит каждого своим героизмом, эпичностью, силой. Прошло пять лет – тысячи находок пополнили музейные фонды, мы восстановили облик защитника Албазинского острога", – заявил директор фонда "Петропавловск" Глеб Кузнецов.

Албазинская экспедиция – историко-просветительский проект, инициированный и организованный фондом "Петропавловск" совместно с Центром по сохранению историко-культурного наследия Амурской области в 2011 году. Полевой сезон 2015 года прошёл при грантовой поддержке РГО. Проект предусматривал, в частности, проведение археологических исследований на месте памятника федерального значения "Городище "Албазинский острог" с привлечением высокоточных технологий; поддержку и модернизацию крупнейших культурных учреждений области; научно-исследовательскую работу с артефактами; пополнение музейных фондов; реставрацию памятников истории и культуры; просветительскую работу посредством публикации научных статей в крупных профильных изданиях и участие в профильных мероприятиях; патриотическую работу с молодёжью.