Погружение к истории

Член Усть-Лабинского районного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Эрнст Антонов принял участие в подводном исследовании Саратовского ледокола.

Экспедиция к легендарному судну в акватории Волги была организована при поддержке Краснодарского регионального отделения Русского географического общества и дайвинг – клубов «Черная акула» и «Акваворд». Участие в подводных исследованиях приняли дайверы из Краснодара, Москвы, Тулы и Саратова. 

В планах экспедиции было осуществить два сложных погружения к затонувшим судам – Саратовскому ледоколу и колесному пароходу, предположительно носящему имя Марии Ульяновой. На первом судне планировалось провести съёмку для создания 3-D модели объекта, на втором, недавно обнаруженном, фото- и видеофиксацию, а также общее обследование.

Члену Усть-Лабинского районного отделения Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Эрнсту Антонову накануне погружения в Саратове удалось наладить взаимодействие с местным дайвинг – центром, получить исторические сведения о судах в единственном в России музее речного флота и уточнить информацию по речным картам. А детальная модель ледокола, представленная сотрудником музея Алексеем Азовцевым, позволила правильно распланировать этапы подводной работы.

Погружение дайверы осуществляли в районе дамбы, а сам Саратовский ледокол находится под толщей воды примерно в ста двадцати метрах от берега. Работу специалистов осложняли сильное течение и штормовой ветер. Фактором, доставившим неудобство на возврате к берегу, стала замена элементов питания в аппаратуре при минусовой температуре воздуха.

«Несмотря на сопутствующие трудности, Волга порадовала нас хорошей подводной видимостью и позволила выполнить все намеченные планы экспедиции», - сообщил по итогу погружения Эрнст Антонов.

Саратовский ледокол - первый в мире речной ледокол, построенный в 1895 году на верфи г. Ньюкасл (Англия). Ледокол прибыл в Саратов в конце 1895 года для установки паромной переправы на месте будущего железнодорожного моста через Волгу. Функционировало судно на Волге порядка семидесяти лет и носило статус флагмана Саратовской флотилии. В годы Великой Отечественной войны под Сталинградом ледокол перевозил боеприпасы, солдат и военную технику. В 1958 году участвовал в строительстве Сталинградской ГЭС, а в 1965году в возведении грандиозного технического сооружения - автодорожного моста Саратов - Энгельс. При долговременной стоянке у дамбы в 1969 году Саратовский ледокол неожиданно затонул. Несмотря на неоднократное обсуждение вопроса необходимости подъёма легендарного судна, оно по-прежнему находится под водой.