Познание необъятной России

170 лет назад, в 1845 году, император Российской империи Николай I дал своё Высочайшее соизволение на учреждение Русского географического общества и одобрил временный Устав организации. С 9 января1850 года Общество получает право именоваться императорским. Если сравнивать цели и задачи Русского Географического Общества, то за 170 лет они, практически, не изменились. В редакции 1845 года: «Собрать и направить лучшие молодые силы России на всестороннее изучение родной земли». Трактовка 2015 года: «Объединить людей, неравнодушных к природе Родины»…

На сегодняшний день Президентом ВОО «Русское географическое общество» является Сергей Шойгу, а Председателем Попечительского совета – Владимир Путин. То, что Президент РФ активно участвует в деятельности Общества, не должно вызывать удивления. На самом деле – это, в том числе, и дань традиции. В дореволюционный период, покровителями и попечителями Общества неизменно становились руководители страны. До 1917 года ими были действующие императоры, причём все без исключения, начиная с Николая I. Когда, например, Александр II вступил на престол, то ещё до своей официальной коронации он поспешил заверить «…мне приятно, с подтверждением всех дарованных прав и преимуществ, изъявить сему Обществу моё совершенное благоволение и удостоверить во всегдашней моей готовности покровительствовать всем благим его предприятиям на изучение любезной нам России».

Сама идея об организации РГО окончательно сформировалась на Обеде, устроенному Академией Наук 16 апреля 1845 года в честь возвращения Александра Миддендорфа (нем. AlexanderTheodorvonMiddendorff) из знаменитой экспедиции на Север и Восток Сибири (1842-1845). Дело в том, что если посмотреть на научную реакцию того времени, то результаты этой экспедиции фактически взорвали сознание российских учёных, подвигнув их не только на создание Русского географического общества, но и активизацию научных исследований российских территорий. Русские учёные вдруг осознали, что мировые научные открытия можно совершать в пределах своей Родины, изучая свою Родину. В итоге был введён в употребление замечательный термин «отечествоведение», которого так не хватает сегодня. Чтобы был понятен уровень открывшихся научных возможностей, приведу лишь один пример. За три года Сибирской экспедиции (1857-1859) член ИРГО Густав Радде (нем. GustavRadde) собрал в Южной и Восточной Сибири 50 тысяч (!) экземпляров насекомых и моллюсков, а также 1.760 позвоночных животных.

В истории РГО существует один очень важный факт, мимо которого проходят исследователи. Он заключается в том, что более половины, а именно 10 из 17 членов-учредителей Русского Географического Общества по национальности были не русскими, а немцами. Насколько значительными и влиятельными являлись «немецкие» учредители можно судить по их статусу и положению.

  • Граф Фёдор Берг (нем. FriedrichWilhelmRembertGrafvonBerg), генерал-фельдмаршал, почётный член Академии наук, генерал-губернатор Финляндии, наместник Царства Польского, член Государственного совета.
  • Карл фон Бэр (нем. KarlErnstvonBaer), академик, крупнейший биолог первой половины XIX века, основоположник эмбриологии и антропологии, автор Закона Бэра.
  • Барон Фердинанд Врангель (нем. FerdinandFriedrichGeorgLudwigBaronvonWrangel), знаменитый мореплаватель, совершивший три кругосветных плавания, главный правитель русских колоний в Северо-Западной Америке, адмирал, полярный исследователь, почётный член Академии наук, управляющий Морским министерством, член Государственного совета.
  • Барон Григорий Гельмерсен (нем. GregorvonHelmersen), выдающийся геолог, генерал-лейтенант, академик, директор Горного института, основоположник русской школы геологической картографии.
  • Владимир Даль (дат./нем. Dahl, по матери – Freitag), писатель, лексикограф, почётный член Академии наук, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
  • Пётр Кёппен (нем. PeterKöppen), основоположник российской статистики, академик, действительный статский советник, автор Этнографической карты Европейской России.
  • Барон Иван Крузенштерн (нем. AdamJohannBaronvonKrusenstern), знаменитый мореплаватель, руководитель первой русской кругосветной экспедиции, адмирал, автор Атласа Южного моря, почётный член Академии наук.
  • Граф Фёдор Литке (нем. FriedrichBenjaminvonLütke), легендарный мореплаватель, совершивший два кругосветных плавания, адмирал, исследователь Арктики, президент Академии наук, член Государственного совета.
  • Пётр Рикорд (нем. PeterRikord, по матери – Metzel), прославленный адмирал, начальник Камчатской области, член-корреспондент Академии наук.
  • Василий Струве (нем. FriedrichGeorgWilhelmvonStruve), выдающийся астроном, основоположник звёздной астрономии, академик, основатель Пулковской обсерватории.

Номинальное руководство Обществом осуществлялось представителями императорской семьи: с 1845 по 1892 председателем ИРГО был Великий князь Константин Николаевич (второй сын Николая I), а с 1892 по 1917 – Великий князь Николай Михайлович (внук Николая I). Это как раз про него Владимир Ленин написал, подтверждая приговор о расстреле в 1919 г.: «Революция не нуждается в историках».

«Главным деятелем при учреждении Общества» Великий князь Константин Николаевич назвал Фёдора Литке. Именно он и был выбран первым фактическим руководителем Общества. Любопытен тот факт, что в промежуток с 1845 по 1917 годы в течении 65 лет фактическое руководство ИРГО принадлежало либо немцам по национальности, либо имевшим немецкие корни.

Единственным исключением стал промежуток с 1850 по 1857 годы, когда будущий разработчик Крестьянской реформы Николай Милютин смог придать национальный окрас выборам вице-председателя общества, в результате чего с перевесом только в 1 голос был избран Михаил Муравьёв (с 1865 г. – Муравьёв-Виленский). Преобразованию подвергся и Совет ИРГО, среди 16 членов которого осталось лишь 4 нерусских имени. Ситуация осложнилась настолько, что, например, Генрих Кипперт (нем. HeinrichKiepert), член Прусской и Австрийской академий наук, сославшись на германофобские настроения в Обществе, демонстративно сложил с себя звание члена-корреспондента ИРГО.

Но Фёдору Литке в этот промежуток времени также было чем заняться. Во время Крымской войны (1853-1856) он отвечал за оборону Финского залива от превосходящих сил англо-французской эскадры. За выдающиеся заслуги ему был присвоен чин полного адмирала. В итоге в 1857 году, путём единогласного избрания, Фёдор Литке триумфально возвращается в правление ИРГО, которым продолжает бессменно руководить вплоть до 1873 года.

На смену Фёдору Литке приходит незабвенный Пётр Семёнов (с 1906 г. – Семёнов-Тян-Шанский). Кстати, его мать, Александра Бланк (нем. Blank), по национальности также была немкой. Именно владение немецким языком на уровне родного позволило ему блистательно перевести на русский язык знаменитый труд почётного члена ИРГО Карла Риттера (нем. CarlRitter) «Землеведение Азии».

Последний дореволюционный руководитель ИРГО Юлий Шокальский тоже имел немецкие корни. Он был внуком Анны Керн, которой посвящены знаменитые строчки Александра Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», и сыном Екатерины Керн, которой, в свою очередь, уже Михаил Глинка посвятил одноимённый романс.

 Кроме того, в руководство первых отделов Общества также пришли представители немецкой диаспоры. Председателем Кавказского отдела был избран Николай Вольф (нем. NikolaiWolff), Сибирского отдела – Карл фон Венцель (нем. KarlBurkhardtvonWenzel), а Оренбургского отдела – Лев Баллюзек (нем. LouisHeinrichvonBalluseck).

Если сравнивать возможности РГО в царское время и сегодня, то сравнение будет не в пользу современного Общества. До 1917 года ИРГО обладало, фактически, монополией на проведение географических экспедиций. Из Государственной казны оно получало ежегодные субсидии на свою деятельность, осуществлялось целевое финансирование экспедиций, а также оплачивалось издание трудов. Кроме того, Императорское Русское географическое общество, равно как и его члены, имело, например, возможность бесплатной пересылки корреспонденции и посылок весом до пуда. Отправляясь в командировки и экспедиции, организованные ИРГО, чиновники, служившие при министерствах и ведомствах, сохраняли свою зарплату и должности, а привлекаемым членам Общества на это время предоставлялись права государственной службы.

Помимо этого, Общество имело право выдвигать претендентов на награждение государственными наградами и инициировать пожизненные пенсии. Так, например, Ричард Маак (нем. RichardMaack), работы которого позволили продвинуться в изучении флоры приамурских и приуссурийских стран, по ходатайству Общества удостоился награждения орденом Владимира 4-й степени и пожизненной пенсией в размере 300 руб.

Убедившись в высокой эффективности привилегий, дарованных российским императором Русскому географическому обществу, королева Великобритании Виктория в 1859 году также пожаловала привилегии Географическому обществу Лондона (англ. GeographicalSocietyofLondon). Разница заключается лишь в том, что в Англии королевские привилегии продолжают действовать и по сей день, а в России, к сожалению, больше нет.

Удивительно также, насколько аполитичным было ИРГО. Противники действующего царского режима, находящиеся в ссылках, активно участвовали в деятельности Общества. Например известный революционер Дмитрий Клеменц (нем. Klementz), состоявший в основной группе общества «Земля и Воля», находясь в сибирской ссылке в Минусинске, без проблем избирается членом ИРГО. Кстати, благодаря ходатайству Императорского Русского географического общества, лица внёсшие большой вклад в науку, неоднократно освобождались из ссылок.

За дореволюционную историю в деятельности РГО приняло активное участие не менее 400 человек, имевших немецкие корни. На конец 1917 года в составе Русского географического общества работало 15 отделов и подотделов, объединяющих 1.318 членов. На сегодня Русское географическое общество остаётся единственной общественной организацией в России, которая непрерывно действует на протяжении вот уже 170 лет! «По последним данным, – как сказал заместитель исполнительного директора по вопросам регионального развития ВОО «Русское географическое общество» Иван Тягин, – членами РГО являются 15.828 человек, а региональные отделения Общества теперь открыты в каждом из 85 субъектов Российской Федерации». Значит, познание необъятной России продолжается!

Сергей Мюнх

Член Русского географического общества