head-bg-picture

Прощай, оружие: реальная и мистическая история клада сарматов

Таким явилось оружие на свет, пролежав в земле порядка полутора тысяч лет. Фото: Дмитрий Сивков, Влад Луканин

Таким явилось оружие на свет, пролежав в земле порядка полутора тысяч лет. Фото: Дмитрий Сивков, Влад Луканин

Прощай, оружие: реальная и мистическая история клада сарматов Прощай, оружие: реальная и мистическая история клада сарматов

В начале марта жители посёлка Шаля передали представителям Свердловского областного отделения Русского географического общества древнее оружие, найденное во время сплава. Специалисты датировали "клад" IV–VI веком нашей эры. Это первая в регионе находка подобного рода, позволяющая по-новому взглянуть на его прошлое. Впрочем, артефакты могли бы осесть где-нибудь в частной коллекции и никто бы о них не узнал, если бы "клад" не посчитали проклятым.  Мы попросили местных журналистов рассказать о судьбе древнего оружия сарматов.

Корень удачи

Летом 2011 года четверо любителей рыбалки – жители Шалинского района Свердловской области Николай Лебедев, Юрий Жуков, Олег Гусев и Дмитрий Брянцев из Екатеринбурга – сплавлялись по реке Сылве. Все – заядлые рыбаки, мечтали о хорошем улове в этих диких местах. 

На крутом берегу во время обустройства бивака их внимание привлекла берёза, вывернутая во время урагана. Среди корней они увидели торчащий из земли обломок меча. Мужчины разрыли землю и нашли остальное: нижнюю часть лезвия меча с бронзовой гардой, два кинжала, наконечники копья и стрел. О том, что железо древнее, туристы не подумали, поскольку сохранилось оно прекрасно.

Река Сылва. Фото: Артём Нечаев, участник фотоконкурса РГО

Река Сылва. Фото: Артём Нечаев, участник фотоконкурса РГО "Самая красивая страна"

Сначала практичные селяне думали переделать кинжалы под охотничьи ножи. Но любопытство взяло верх, и находку показали главному редактору газеты "Шалинский вестник" Дмитрию Сивкову. 

– Хорошо, что мужики не за наждак взялись, а в редакцию пришли, – вспоминает Дмитрий Сивков. – У них не было и малейшего представления об исторической ценности того, что им попало в руки. Когда мне на стол вывалили ржавые железяки, всё твердили про "демидовское железо". Я хоть и понял, что это не так, но и сам, оказалось, был далёк от истины. На первый взгляд я отнёс клад к временам Сибирского ханства и Ермака Тимофеевича.

Слева направо: Юрий Жуков, Дмитрий Брянцев (сидит) и Олег Гусев у

Слева направо: Юрий Жуков, Дмитрий Брянцев (сидит) и Олег Гусев у "счастливого выворота". Фото Дмитрий Сивков, Влад Луканин

"Транссиб" эпохи Великого переселения

Один из главных специалистов в стране по древнему оружию, кандидат исторических наук, старший сотрудник сектора этноистории Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук Алексей Зыков, к которому журналист обратился за консультацией, практически сразу вынес вердикт: оружие относится к IV–VI веку нашей эры. Именно это время принято называть эпохой Великого переселения народов.

Великое переселение народов – условное название совокупности этнических перемещений в Европе в VI–VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков… В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и фино-угорские племена.

На территории Шалинского района некогда обитали племена манси (вогулы). Этот исторический факт отразился в топонимике. Так, в районе есть два населённых пункта и река с названием Вогулка. В глубь веков шалинцы не заглядывали, свою историю они привыкли отсчитывать с демидовских времён. После находки появился повод иначе посмотреть на историю края.

– Находок, подобных этой, немало в Приуралье и Сибири, есть они и в Прикамье, в частности, относящиеся к так называемой неволинской археологической культуре (IV–IX века н.э.), – комментирует Алексей Зыков. – Она сформировалась в Западном Приуралье (Сылвенско-Иренское поречье – низовья реки Сылва в Кунгурском районе Пермского края) на основе местного населения гляденовской археологической культуры и пришедшего из лесостепной зоны Западной Сибири угорского населения.

Неволинская культура своё название получила от села Неволино, находящегося на правом берегу реки Ирень – притока реки Сылва в Кунгурском районе Пермского края, где в 1926–1927 годах Алексеем Шмидтом был исследован курганный могильник, относящийся к этой культуре. Находки датируются VII – началом VIII века н.э. В X веке неволинская культура исчезает, вероятно, в результате появления кочевников-протобашкир. По всей видимости, одна часть неволинцев мигрировала в Верхнее Прикамье и слилась с родственными племенами ломоватовцев, другая – переселилась в Нижнее Прикамье и вошла в состав Волжской Булгарии.

Историки считают, что заселение Прикамья шло в том числе и через бассейн реки Сылва: она наряду с рекой Чусовой была своеобразным "Транссибом" I тысячелетия. Шалинский оружейный клад может стать подтверждением этой теории.

Клад в кавычках

По словам того же Алексея Зыкова, это первая из подобных находок на территории Свердловской области. Есть находки более ранних и более поздних культур, но только не эпохи Великого переселения народов. Зыков впервые употребил применительно к находке на берегу Сылвы слово "клад". Но сделал это с оговоркой:

– Конечно же, место, где была сделана находка, необходимо более тщательно изучить. Хотя мне представляется, что повода для того, чтобы раскавычить слово "клад", не будет. Ожидать увидеть какие-то драгоценности на месте данного святилища или захоронения не приходится. Воины к концу своего путешествия были нищими, единственное их богатство составляло оружие. Тут будут важны детали культурного слоя, имеющие лишь историческую ценность.

"Проклятие" клада

Кладообладатели не вняли словам историка. Мужчины стали искать покупателя древнего оружия.

– На какое-то время пути наши разошлись, – говорит Дмитрий Сивков. – Потом узнал, что Николая Лебедева зарезал кухонным ножом закадычный друг, с которым они два десятка лет совместно охотились и рыбачили. Активно помогавший Лебедеву искать покупателей мужчина умер от сердечного приступа… Да потом ещё оказалось, что погибший, видимо отчаявшись найти покупателя, всё-таки попытался приспособить под охотничий нож один из кинжалов. Мастер, к которому тот обратился, целый абразивный круг сточил, а даже каверн свести с клинка не смог – лишь ошлифовал его.

Всё это навело журналиста на мысль, что несчастья могут быть как-то связаны с находкой, о чём он и сказал мужчинам.

– Они отнеслись к моим словам скептически, – признаётся Дмитрий. – Меня же навели на мысль написать роман, в основу которого легла бы эта находка. Так появился исторический детектив "Золотая хозяйка Липовой горы".

Обложка романа, в основу которого легла находка оружейного клада

Обложка романа, в основу которого легла находка оружейного клада

Книга пробудила интерес к сылвинской находке. На презентации романа представитель Свердловского областного отделения Русского географического общества выступил с идеей принять оружейный клад для более детального изучения и последующей передачи его в один из музеев Екатеринбурга.

К тому времени у Олега Гусева, ставшего хранителем "железа", сгорел дом. Так что на предложение члена РГО он откликнулся с охотой.

Дмитрий Сивков (слева) и Олег Гусев передают оружейный клад представителям Свердловского областного отделения Русского географического общества. Фото: Влад Луканин

Дмитрий Сивков (слева) и Олег Гусев передают оружейный клад представителям Свердловского областного отделения Русского географического общества. Фото: Влад Луканин

Передача оружия состоялась в Музее истории Шалинского района.

– Теперь, может, заживём нормально, – резюмировал Олег Гусев, подписав вместе с Дмитрием Сивковым акт приёма-передачи.

Ещё древнее

Эксперты только начали изучать клинки, но уже предположили, что они ещё древнее: оружие следует отнести к III–VI веку н.э. По манере исполнения и территории обнаружения учёные отнесли его не к уграм, а сарматам. Недавние археологические исследования показали, что территории, которые занимал этот кочевой народ в ранний период своей истории, включали Южный и Западный Урал, степные области к востоку от реки Урал.

Сарматы (др.-греч. Σαρμάται, лат. Sarmatae) – древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н.э. по первые века н.э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана).

По мнению исследователей, сарматы, под именем "савроматы", впервые упоминаются Геродотом (V век до н.э.), который сообщал: "Если перейти реку Танаис (совр. Дон), то там уже не скифская земля, но область савроматов". По мнению Н. Лысенко, со времени составления карты мира Марка Випсания Агриппы (I век до н.э.) этнонимы "савроматы" и "сарматы" употреблялись как синонимы.

Ещё один вопрос без ответа – суперпрочное железо, которое не поддалось наждаку. Учёные считают, что оружие сделано из метеорита. 

Летом 2019 года запланирована экспедиция членов РГО к месту обнаружения оружия. Исследователи выяснят, имело ли захоронение клинков ритуальный характер и что находилось под ним – древнее капище или могила одинокого воина. А там возможны и новые сюрпризы.

   Макар Сергеев