Путешествие арканзасцев по Дагестану. День первый: дорога из Калмыкии в Дагестан

Дорога через калмыцкую степь. Фото Макензи Холланд

За последнее десятилетие мой супруг, Эдвард Холланд, профессор Государственного университета Арканзас (США) написал и опубликовал три академические статьи с коллегой из Дагестана, профессором-географом университета в г. Махачкала. Но до сих пор у них не было личной встречи! Будучи в 4-месячной командировке в Калмыкии, мы решили воспользоваться нашим близким расположением к Дагестану и навестить коллегу.

18 апреля 2017 г. мы отправились в путь в Махачкалу, столицу Дагестана. Это довольно крупный (около 800 тыс. жителей) город на берегу Каспийского моря, немного отличающийся от Калмыкии, если речь идет о путешествиях. Здесь уже есть полицейские контрольно-пропускные пункты вдоль дорог и в городах. Поэтому мы должны были прежде убедиться, что все наши документы в порядке, чтобы свободно путешествовать в соседней республике.

На такси из Элисты мы выехали к южной границе Калмыкии. Этот примерно 3-х часовой путь проходил через степь, которая была вокруг, насколько мог видеть глаз... К счастью, нас вёз потрясающий таксист, у которого был отличный баланс в разговоре и музыке, из-за чего время прошло довольно быстро.

"Дорожный патруль". Фото Макензи Холланд

Однажды мы остановились в кафе "Ватан", что означает "Соотечественники", возле небольшого калмыцкого поселка Комсомольский, чтобы воспользоваться туалетом. Дорогу преградили коровы, так что это было подходящим моментом для остановки.

Придорожное кафе "Ватан". Фото Макензи Холланд

Когда мы вышли из машины, я направилась к кафе. Но увидев, что наш водитель направляется в совершенно другом направлении, поняла, что туалет не там, где я думала.

Pit toilet. Фото Макензи Холланд

Если вы никогда не совершали автодорожные туры за пределами США, то можете и не понять всего этого. Но у большинства придорожных остановок нет туалетов, просто отверстие для приседа! На английском такие туалеты называются "Pit toilets" (pit – яма). Может быть, термин "Pit-Stop" ("Автосервис") как раз и происходит от этого слова?

Pit toilet вблизи. Фото Макензи Холланд

Честно скажу: здесь воздух и даже пол в принципе гораздо чище, чем во многих туалетах на заправочных станциях США, где я бывала.

"Пограничный патруль". Фото Макензи Холланд

На границе между Калмыкией и Дагестаном нам пришлось остановиться на первом же контрольно-пропускном пункте. После того, как все документы были проверены и одобрены, нас подхватили двое сотрудников Дагестанского отделения Русского географического общества, которые повезли нас в Махачкалу.

Растительность низовий реки Терек. Фото Макензи Холланд

Первые 20-30 минут Дагестан был похож на калмыцкую степь, но вскоре пейзаж изменился, стал более холмистым и с более пышной растительностью.

Имели место также и изменения в религиозном ландшафте: придорожные хурулы (калмыцкие буддийские храмы) сменялись придорожными мечетями. В Дагестане небольшие мечети часто примыкают к АЗС.

Придорожные места для молитв. Фото Макензи Холланд

Другое отличие от Калмыкии – полицейские контрольно-пропускные пункты вдоль дагестанской дороги. Однажды нас остановили (помахали полицейские, стоявшие на дороге), чтобы проверить документы. Этот контрольно-пропускной пункт был прямо рядом с границей с Чечней, и полиция долгое время держала наши паспорта, что вызывало у нас небольшую нервозность. Но, в конце концов, они вернули наши паспорта, и нам разрешили продолжить путь.

Здания на окраине Махачкалы. Фото Макензи Холланд

Очень важно, что с нами был дагестанский эскорт из тех, кто знал систему и мог поручиться за нас. Ведь немногие американцы путешествуют по Дагестану!

У въезда в центральную часть города. Фото Макензи Холланд

Когда мы въехали в Махачкалу, увидели, что она не сильно отличается от Элисты.

Здания в центре Махачкалы. Фото Макензи Холланд

Однако при приближении к центру города, здания стали выглядеть по-новому, дороги – более перегруженными. И это уже не было похоже на Элисту!

Наше дагестанское сопровождение перед центральной мечетью в Махачкале. Фото Макензи Холланд

В общем, путешествие охватило около 550 км и заняло примерно 8 часов. Эльдар Эльдаров (тот, кто ждал нас в Махачкале) устроил для нас гостиничный номер в спорт-отеле, рядом со стадионом. Мы были очень благодарны за то, что после долгого пребывания в машине смогли, наконец, зайти в нашу комнату.

Вид с нашего балкона гостиницы. Фото Макензи Холланд

После того, как были распакованы наши сумки и мы немного отдохнули, Эльдар подобрал нас на такси и отвез к себе домой. Он не водит машину, и, после нескольких дней езды по дорогам Дагестану, мы поняли, почему!

Другой вид с нашего балкона гостиницы. Фото Макензи Холланд

У Эльдара 3-комантная квартира в городе, хорошо оформленная и очень удобная. Его жена и дочь приготовили для нас праздник, и мы были счастливы видеть роскошные овощи на столе! Помидоры в Дагестане неповторимы – я могла бы есть на обед только помидоры и быть счастливой.

По часовой стрелке сверху: российский картофельный салат; каспийская селедка с отварным картофелем и укропом; курица и жареный картофель; тарелка восхитительных помидоров и нарезанный огурец, посыпанные петрушкой; розовая маринованная капуста

Xинкал – традиционное дагестанское блюдо в его аварском (с пышными галушками) варианте. Фото Макензи Холланд

Традиционное блюдо Дагестана называют хинкал. Он состоит из тушеного мяса и галушек из теста, обычно подается с миской бульона. Красный томатный соус и белый сметанный соус с чесноком подаются рядом с хинкалом.

Фото на память за столом. Фото Белы Эльдаровой

Конечно же, был и невероятно мягкий дагестанский коньяк!

За здоровье гостей. Фото Белы Эльдаровой

После обеда десерт включал шоколад, печенье и ореховую булочку, подобную рулету с корицей, но не столь сладкую. Вкусный и расслабляющий ужин – отличный способ, чтобы приветствовать нас в Дагестане. И я должна сказать, что нет ничего лучше дагестанского гостеприимства. Нам не позволили и пальцем пошевелить все время, пока мы были там: хозяева снабжали всем, что нам было нужно или, что мы хотели.

Сладости к чаю. Фото Макензи Холланд

После ужина, мы сидели и болтали, а дочь Эльдара позволила домашнему животному бегать и приветствовать всех.

Оказывается это кролик! Фото Макензи Холланд

Кролик по имени Бусинка. Фото Макензи Холланд.

Это было так здорово наконец-то встретиться с Эльдаром, после стольких лет переписки по электронной почте.

Давние друзья по электронной переписке. Фото Макензи Холланд

Мы пошли спать в ту ночь, с нетерпением ожидая завтрашнего знакомства с Махачкалой и Дагестаном, о чем я обязательно напишу в следующих блогах!

Автор: Макензи Холланд, магистр культурологии, сопровождавшая своего мужа, доктора географии Эдварда Холланда из США в Калмыкию по университетской программе "Fulbright U.S. Scholar Program"