Путешествие арканзасцев по Дагестану. День второй: экскурсии по Махачкале

Эльдар и Тед на фоне "Белого дома". Фото Макензи Холланд

19 апреля стал первым полным днем нашего пребывания в Дагестане. Его начало запомнилось пронизывающим ветром, который нас встретил, когда мы вышли из гостиницы в местный продуктовый магазин за завтраком. Ветер дул не с Каспийского моря, как я ожидала, а с севера – его здесь называют Иваном (в отличие от Магомеда, который дует с юга).

Эльдар вновь подобрал нас в такси и довез до центральной площади Махачкалы. Это где расположены главные административные здания столицы Дагестана, включая Дом Правительства, который мы в шутку называли "Белым домом".

Позже в тот же день, Эльдар отвёл нас в "Белый дом" для встречи с некоторыми из своих друзей, работающими там. Что Валерий в Элисте, что Эльдар здесь, кажется, знают каждого, кто работает в "верхах" своего города. Люди, которых мы встретили, были очень дружелюбны и приветливы. Они выкроили время в своем плотном графике, чтобы поговорить с нами, и один из них (советник Главы республики) даже помог с транспортом для наших предстоящих экскурсий в горы.

В любом случае, обратно на площадь... Как и на многих центральных площадях в городах России, здесь стоит огромный памятник Ленину. На площади Махачкалы также несколько баннеров с изображением Путина.

Под памятником В.И. Ленина – вождя Великой Октябрьской революции (на минуту заболели вождизмом). Фото предоставлено Дагестанским отделением РГО

После небольшой прогулки при довольно сильном ветре мы достигли нашей первой остановки – Дома Дружбы.

В республиканском Доме Дружбы. Фото Макензи Холланд

Это музей, посвященный культуре различных этносов Дагестана, а также соседних кавказских и прикаспийских государств. Если вы посетите страницу Facebook этого музея, то сможете увидеть фотографии нашего визита: пост от 19-го апреля!

В этом музее мы узнали о широком разнообразии традиционной одежды в Дагестане, образе жизни народов на протяжении всей истории республики. Узнали, что делается сегодня для сохранения богатой культуры коренных народов Дагестана (их 30, если быть точным!) и для укрепления сотрудничества между ними. У нас было чудесно осведомленный экскурсовод, и заместитель директора музея, начавший наш персональный тур. Экскурсии сопровождал музейный фотограф, который задокументировал наш визит.

Справа заместитель директора музея (друг Эльдара), слева – наш гид. Фото со страницы Дома Дружбы в Facebook

Наш гид знакомит с музейными экспонатами. Фото Эльдара Эльдарова

На территории музея было очень красиво, и мне было жаль, что мы не могли остаться еще на несколько дней, чтобы увидеть, как откроются бутоны этих тюльпанов!

Тюльпаны на клумбе у Дома Дружбы. Фото Макензи Холланд

Было много и других тюльпанов в самом цвету в этом красивом городе, в том числе и особый сорт пионовидных, который я никогда прежде не видела, но, безусловно, разыщу, когда мы вернемся в США!

Мои любимые фото: они похожи на пионы, но растут на стебле тюльпана! Фото Макензи Холланд

После экскурсии в музее Дома Дружбы, Эльдар повел нас в магазин сувениров, что на центральной площади. Витиеватый дом был выкрашен в бледно-зеленый пастельный, как пасхальное яйцо.

На фото вы можете увидеть сувенирный магазин на первом этаже с надписью "Дагестан" над ним.

Сувенирный магазин «Дагестан» Фото Макензи Холланд

Работницы магазин одеты как будто для фото-сессии. Тед в традиционной дагестанской куртке и папахе, я в национальном платке. Я думаю, что мы здесь выглядим довольно аутентичными.

Наша новая одежда (справа старинный снимок Сергея Прокудина-Горского, Дагестан, 1904 г.)

Если вы когда-нибудь будете в Махачкале, обязательно посетите этот сувенирный магазин и обязательно попросите платье для фото-сессии!

Экскурсии в музей и сувенирный магазин были превосходными, но когда Эльдар спросил, что еще мы хотели бы сделать или увидеть в Махачкале, у меня ответ был готов. Город расположенный прямо на берегу Каспийского моря, поэтому, конечно, хотелось бы постоять на берегу и опустить руки в воду. Возникнет ли у меня когда-нибудь шанс еще раз увидеть Каспийское море?

Тэд и Эльдар на подступах к морю. Фото Макензи Холланд

Позже дочь Эльдара рассказала мне, что, хотя Каспий называют морем, на самом деле это гигантское озеро – крупнейший в мире замкнутый водоем. Вода в нем не очень соленая и нигде не соединяться с другими морями или океаном. Так что, теперь я знаю, что это просто огромное озеро, но все же было ощущение, что нахожусь на берегу моря!

Мы трогаем Каспий!! Фото Эльдара Эльдарова

Песок очень естественный – миллионы маленьких обломков ракушек и камней. Воздух не пахнет солью, как около океана, но волны плещутся на пляже (и о мою обувь!) тем не менее. Погода была прохладной и очень ветреной в этот день.

Я надела свой дождевик в качестве ветровки, иначе бы холодный ветер продул меня насквозь. Фото Эльдара Эльдарова

Прогулка по набережной привела нас ко многим интересным зданиям – старым и новым. Содержание домов здесь, кажется, лучше, чем в Элисте. Хотя мы видели и совершенно заброшенные здания в аварийном состоянии. В целом, это современный город, который сохранил свое старинное очарование.

Старый театр больше не используется. Фото Макензи Холланд

Приморский отель Каспий. Фото Макензи Холланд

После нашей короткой прогулки на пляже, мы отправились обратно в город, чтобы посетить Музей истории. Опять же, когда мы шли в музей, мы были поражены противопоставлением старого и нового, когда исторические здания зажаты между гладкий стенами современных.

Через богато украшенные арки можно увидеть детскую игровую площадку в парке. Фото Макензи Холланд

Пристальный взгляд на музей (слева) и на расположенный рядом банковский офис (справа). Фото Макензи Холланд

Деталь фасада музея. Фото Макензи Холланд

Когда мы зашли в республиканский краеведческий музей (куда был, кстати, бесплатный вход!), там погас свет. Но в здании музея было достаточное количество естественного света, проникающего в через множество окон музея. Поэтому мы смело продолжили осмотр.

Интерьер прихожей (после того, как свет снова включился!). Фото Макензи Холланд

Музейные экспонаты рассказывают об истории Дагестана, начиная с доисторических времен. Информационные стенды были выполнены ручной росписью на холсте и показывали, какие животные обитали в море на месте нынешнего Кавказа. На выставке были огромные окаменелости аммонитов, и любой желающий мог прикоснуться к ним (но только не унести с собой: уверяю, их вес не менее тонны!).

Ручная роспись холста: палеозойская эра. Фото Макензи Холланд

Красочный фон морских глубин в палеозое также выполнен вручную. Фото Макензи Холланд

Мы также осмотрели залы, которые рассказывали об истории войн в Дагестане (электрический свет вернулся к этому моменту!), о традиционной одежде, инструментах и оружии, которые использовались в горах. К общим элементам мужской одежды, в частности, относят головные уборы из овечьего меха и маленькие карманы на груди костюмов для капсул с порохом.

Предводители дагестанского сопротивления в Кавказскую войну XIX века. Фото Макензи Холланд

Капсулы с заранее отмеренным количеством пороха (газыри). Фото Макензи Холланд

Женская одежда была более декоративная, с вышитыми тканями и большим количеством металлических украшений.

Наш утренний гид в Доме Дружбы, сообщил нам, что некоторые из наиболее сильно орнаментированных костюмов для особых случаев могут весить до 25 килограммов (55 фунтов)!

Дагестанские народные костюмы. Фото Макензи Холланд

Составляющие национального наряда дагестанок. Фото Макензи Холланд

Но интерес Теда был прикован к военно-историческим событиям. Ниже фотографии наиболее интересных мест на выставке:

Флаг царского полка периода Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Фото Макензи Холланд

Под портретом Шамиля – руководителя освободительного движения кавказских горцев в середине 19-го века. Фото Эльдара Эльдарова

Когда мы собирались покинуть музей, в одной из комнат нас окружила группа учащихся средней школы. До этого мы ходили вместе по многим залам музея (в этом здании раньше располагалось Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан). Одна из школьниц наконец набралась смелости, чтобы опробовать свой английский язык с нами. Она спросила, откуда мы и нравится ли нам здесь. Ее подруга вскоре присоединился к нам, чтобы тоже попрактиковаться на английском. Чем больше мы общались, тем шире становился круг желающих показать знание своего английского языка. Кто-то внимательно слушал, а кто-то фотографировал. Прежде, чем мы опомнились, школьный фотограф собрал всех школьников, чтобы сделать фото с Американцами! Когда мы, наконец, попрощались и пошли к выходу, некоторые школьники стали догонять нас, чтобы сделать совместное фото со своих сотовых телефонов. Мы были похожи на знаменитостей!

Первые две смелые школьницы, которые решились поговорить с нами. Они приехали в столицу Дагестана на экскурсию из горного селения Гуниб. Их английский язык был довольно хорош, на самом деле! Фото Эльдара Эльдарова

К тому времени мы довольно сильно устали. И дело даже не в продолжительных экскурсиях, а в том, что Тед психологически истощился от постоянного перевода для меня. Поэтому, хотя мы слышали о прекрасном художественном музее в Махачкале, Тед и я попросили зайти в кафе, чтобы немного отдохнуть. Эльдар уже выбрал такое место!

Наш путь к кафе. Фото Макензи Холланд

Мы зашли в узбекский ресторан "Байхан", где есть уютные комнаты с мягкими стенами и задрапированным тканью потолком. Это место, где можно просто утонуть в мягких подушках, пить горячий чай подальше от холодного ветра и вести тихий разговор.

Чайная в традиционном узбекском интерьере (кафе "Байхан"). Фото Макензи Холланд

Потолочные детали освещения в окружении драпированных тканей. Фото Макензи Холланд

Наш уютный уголочек в "Байхане". Фото Макензи Холланд

Эльдар заказал несколько видов чая, чтобы мы их дегустировали. Фото Макензи Холланд

Затем, несмотря на моросящий дождь, мы поехали на такси к главной мечети Махачкалы – Джума-мечети.

Эльдар некоторое время был у имама мечети (т.е. самого главного в ней), без разрешения которого, как нам объяснили, иностранцев в мечеть не пускают. Когда нам такое разрешение дали, мы разделились: Тед и Эльдар пошли в мужской молебный зал, я – в женский. Мы встретились на втором этаже, являющимся просторным и на тот момент совершенно безлюдным балконом храма. С первого этажа была слышна речь проповедника на арабском языке. Слушали его, сидя на ковровом полу, несколько десятков человек.

У Махачкалинской Джума-мечети. Фото Тимурa Велихановa

Джума-мечеть находилась недалеко от нашей гостиницы, и мы пошли обратно пешком, к тому же и дождь практически прекратился.

Честно сказать, за этот день мы так сильно устали, что даже не решились пойти на ужин. Мы съели остатки нашего обеда в номере отеля (в постели!) и сразу уснули.

Наш обед в Доме Правительства РД ("Белый дом"); еда в кафетерии советского стиля была вкусной! Фото Эльдара Эльдарова

Автор: Макензи Холланд, магистр культурологии, сопровождавшая своего мужа, доктора географии Эдварда Холланда из США в Калмыкию по университетской программе "Fulbright U.S. Scholar Program"