Путевые заметки. Узбекистан – далекий и близкий…

В России, когда обычно замечаю, что родился на свет в далекой Фергане, многие искренне удивляются, интересуясь при этом – «и как тебя туда занесло?». Отвечаю, мол, что причиной тому эвакуация во времена Второй мировой, а лучше сказать – плоды этой эвакуации из столицы Советского Союза в первый военный год, когда немцы были уже на подступах к Москве. Впрочем, родился я уже в мирном 1966-ом году, а вот мама была как раз, что называется, из поколения «детей войны». Там, в Узбекистане, окончила Самаркандский педагогический институт, после чего преподавала русский язык и литературу уже в Фергане, где также жили её сестра с мужем, будущие мои тётя с дядей. В детстве часто рассказывала мне, как они со школьниками ездили на сбор хлопка. Там же она встретила и моего будущего отца, который очень любил музицировать, играл на пианино, а также на контробасе в местном ферганском ресторане. Впрочем, уже в юном 3-летнем возрасте я отбыл на своё потенциально возможное место рождения в Москву, к старшей сестре мамы – Марии Васильевне. В Фергане же остался мой старший брат Игорь. Поэтому из моего ферганского детства запомнил только деревянный дом, сад, арыки (куда один раз умудрился по детской неаккуратности свалиться) и собаку Найду. Именно поэтому, уже 20 лет спустя, когда вернулся со службы в рядах Советской армии (а служил я в подмосковных Химках), решил принять приглашение тёти с дядей, которые так остались жить в Узбекистане (а наша семья ещё в начале 70-х переехала жить на родину отца в Пензу), - посетить свою историческую родину в 1986 году. Вместе с дядей Сашей (Александром Ивановичем Купцовым, который почти всю жизнь посвятил службе в органах КГБ, но к тому времени был уже заслуженным пенсионером) мы ежедневно гуляли по летней Фергане. Он знакомил меня с близлежащим рынком и традициями продавцов всегда торговаться с покупателями, посещали местный парк и магазины, а также пробовали блюда местной кухни – неподражаемые плов и манты. Естественно, не забывали про целое разнообразие южных фруктов! После двух лет службы в советской армии это был просто фантастический месяц моего пребывания в уже довольно подзабытых родных ферганских краях.

-… И вот судьба дарит мне ещё одну возможность побывать в Узбекистане. Спустя уже 22 года после той «дембельской» поездки 86-го года. Моё третье «пришествие» в Среднюю Азию состоялось благодаря работе областного отделения Русского географического общества, членом которого являюсь и я. Долгие годы его сотрудники вынашивали проект этнографической экспедиции, которая затронет не только города, но и сами страны бывших советских республик. И вот, получив поддержку на реализацию этого проекта, коллеги мне предложили принять в нём участие как журналисту. Главная цель – рассказать о нынешней жизни русскоязычного населения в странах Средней Азии. Начали как раз с родного мне Узбекистана. И пусть в программу экспедиции не входила Фергана, зато значились не менее интересные точки – Ташкент, Бухара и Самарканд.

Во всех этих древних узбекских городах мы знакомились с прихожанами христианских храмов и церквей, студентами и преподавателями вузов, а также простыми жителями. Нам было интересно узнать, насколько уютно и спокойно живётся здесь представителям русскоязычного населения, каков их досуг и что не хватает для «полного счастья». Выяснилось, что сегодня здесь, в Узбекистане, очень комфортно живется тем, кого сегодня можно смело назвать поколением пенсионеров. Приведу лишь некоторые фрагменты из интервью… 

Карипова Равиля Талгатовна, руководитель Башкирского центра в Ташкенте: «Здесь созданы все условия для развития национальных культур, национальных меньшинств, - были бы желания и старания. В нашей башкирской диаспоре собрались оптимисты и энтузиасты, которые любят свой народ, свой язык, свою родину, помнят о ней и хотят передать это своим внукам, чтобы они знали наши традиции, обычаи, историю. Ведь кто не знает свой истории, у того нет будущего. У кого нет своего языка, у того нет и страны, правильно? Поэтому мы и стараемся регулярно организовывать концерты, различные конкурсы, выставки. Те же концерты мы стараемся проводить на самом высоком уровне – в самых престижных сценических площадках, в том числе, и в оперном театре. И в этом нам помогает и Российское посольство в Узбекистане».

Талыдова Агузаль Тагировна, сотрудница татарского культурного центра: «Много лет – больше 30-ти -  работаю волонтёром, стояла у истоков создания нашего центра в г. Ташкенте. Мы проводим большую работу, - центр помогает детским домам, каждую осень посещаем дом престарелых в г. Андрене. Наш председатель, профессор института физкультуры, в прошлом известный спортсмен Ришат Исмаулович Набиулин также уделяет большое внимание помощи нуждающимся. В детских домах и домах престарелых живут люди самых различных национальностей, поэтому мы помогаем всем. А в татарском центре занимаемся ещё и тем, что пытаемся сохранить наши древние родные обычаи, ежегодно проводим праздник Сабантуй. Это очень красочное мероприятие, на которое приходят представители многих национальностей. Также ежегодно мы проводим праздник весеннего равноденствия Навруз, в прошлом – Новый год. Гости на этот праздник приходят в своих национальных костюмах, со своей выпечкой, все друг друга угощаем, поём и танцуем, всё проходит очень весело».  

                                           

Петрова Ирина Юрьевна, пенсионер: «Я работала поваром, а в последние годы администратором в гостинице. А вообще я вам скажу, что русским здесь живётся хорошо, сейчас и русских нянь в дома хотят, и русский язык изучать. И особенно пенсионерам, если они уже заработали себе пенсию. Если, скажем, это одинокие люди, то им помогают, я уж не говорю про еврейские диаспоры. А если русский человек прописан в своей квартире, то он подаёт заявление и ему выплачивается индексируемое пособие – от 80 тысяч сом, на то чтобы он смог оплатить свои коммунальные услуги. А если у человека пенсия меньше 500 тысяч сом, то он также имеет право на получение бесплатного питания. В месяц он получает 15 яиц, курицу, килограмм мяса, гречку, рис, муку, масло. Я считаю, что это очень важно. Так что пенсионеры живут здесь неплохо».      

                                                                               

Мацкель Лариса Константиновна, прихожанка Храма Покрова Пресвятой Богородицы: «С 1969 года по 2005 год я работала в органах, в различных службах – и в профилактике, и в штабе. На пенсию уходила из отдела кадров. Лично я здесь ни на что не жалуюсь, как раньше, так и сейчас, ведь многое здесь зависит от самого человека. И раньше богатой не была, и сейчас живу на заработанную пенсию. Я уже привыкла к местной узбекской кухне, а в своё время мама у меня очень вкусные блины готовила, и я этому у неё научилась. Как появляется настроение, делаю блинчики. На Масленицу это обязательно. А когда готовить не особо охота, то захожу в чайхану и кушаю плов, шашлык, шурпу или манты, здесь всё вкусно готовят, поэтому с питанием проблем нет. Здесь везде доброжелательное отношение, никогда к себе здесь я негатива не чувствовала со стороны окружающих».

                                                                                                        
…Вот такие позитивные высказывания людей пенсионного возраста. Им действительно здесь живется спокойно и уютно. Сложнее приходится сегодня людям молодого поколения, поскольку квалифицированной работы не хватает здесь и представителям коренного населения страны. Оттого многие из них отправляются на заработки в другие страны.   
                

                                                                               

Майлова Оксана, прихожанка Самаркандского храма Пресвятой богородицы: «Я закончила СамГУ, физический факультет. Преподавала в школе. В 90-е годы было тяжеловато, планировала научную карьеру, но не получилось. В эти годы выживать было сложновато, и пекли что-то, потом продавали, чтобы как-то удержаться на плаву. Но сейчас работаю уже не по специальности, в совместном предприятии».

Петрова Ирина Юрьевна, пенсионер: «Молодым здесь труднее. Если, допустим, он устроился здесь секретарем, то нужно и знание узбекского языка, русского языка и желательно английского языка, плюс знание компьютера. Молодым, конечно же, нужна работа, а её-то и нет. Здесь узбекам и таджикам-то негде работать».  

    

…Если выход в этой ситуации для наших молодых соотечественников в Узбекистане?

Вот мнение Константина Евгеньевича Кутаманова, охранника при Ташкентской Епархии: «Сейчас государство наше поддерживает бизнес. У меня в 90-х годах неплохие связи завязались с российскими друзьями, с кем я служил когда-то. И я хочу этот бизнес передать детям. Дочка моя, например, готовит хорошие пряники по российской технологии, а здесь, в Ташкенте, их тут же расхватывают. За полгода она сумела создать здесь конкуренцию, не боится работать. Главное, как здесь говорят, «плати налоги – спи спокойно»! Так мы планируем переехать в Россию. Старший сын у меня сейчас в Москве работает. Мы получили российское гражданство, так как не могли с женой бросить родителей, которые живут здесь, в Ташкенте. Папа болел, мама болела, родители жены тоже болели, поэтому мы не могли уехать, бросить их, для нас это неприемлемо. Время пролетело, дети выросли, и нас решили забрать в Московскую область. Сын у меня большой мастер по части строительства, может делать всё. Поэтому в ноябре получаем загранпаспорт и уже с семьёй выезжаем. У нас свой бизнес, мы хотим благодаря этому ещё более сблизить Узбекистан с Россией».                                        

… Таковы реалии жизни для наших соотечественников в нынешнем Узбекистане. Наверное, лучшим выходом в сложившейся ситуации для молодёжи будет налаживание взаимовыгодного бизнеса с Россией, как, впрочем, и для среднего поколения, а вот пенсионерам сегодня здесь, судя по отзывам, вполне комфортно, да и поздно что-то менять в этой жизни. Поэтому такой родной и когда-то близкий мне Узбекистан сегодня кажется мне сегодня уже и в чём-то далёким. Родственников давно нет, смысла приезжать туда – тоже, если только попытаться налаживать деловые или бизнес-контакты. Впрочем, почему бы нет?
 
Ткачев Олег, фото Игоря Пантюшова