Смотри, не замерзай: уральские дизайнеры знают, как выжить на Русском Севере

Смотри, не замерзай: уральские дизайнеры знают, как выжить на Русском Севере Смотри, не замерзай: уральские дизайнеры знают, как выжить на Русском Севере

В Уральском государственном архитектурно-художественном университете (УрГАХУ) занимаются созданием комфортной среды проживания в экстремальных условиях Русского Севера через этнографические методы изучения быта северных народов. В портфеле научных проектов – исследования традиционной одежды, жилища и транспортной системы оленеводов и кочевников.

Студенты проводят дизайн-исследования – по сути, этнографические экспедиции, – в ходе которых отправляются в северные сообщества и погружаются в среду. Этнографические методы сбора материалов дополняются художественным пленэром. "Представителей северных народов мы считаем носителями знаний об адаптации к условиям севера, – рассказывает руководитель направления УрГАХУ "Арктический дизайн" Светлана Кравчук. – Мы изучаем, как их адаптационный опыт зафиксирован в материальной культуре: предметах, одежде, жилище, средствах транспорта. А изучив, думаем, как этот опыт можно применить в проектировании вещей для пришлого населения севера – туристов, военных, рабочих – чтобы ему было тепло и комфортно в экстремальных условиях". Студенты посещают деревни хантов, ездят к ненцам, чукчам, шведским, норвежским и финским саамам, к смешанным сообществам – кольским саамам и коми-ижемцам. Началась эта практика в УрГАХУ более 30 лет назад и оформилась в отдельное направление исследований – Школу северного дизайна, или студию экстремального дизайна, как её называют между собой её участники.

Так, например, студенты детально изучили одежду ненцев – малицу, которая сделана из меха северного оленя, способного выдерживать температуру до -60 °С. Это своеобразная шуба-трансформер, которая в случае необходимости превращается в спальный мешок и даже удерживается на плаву, если человек упал в воду. Трубчатая структура волоса северного оленя позволяет сохранять расход энергии для поддержания температуры тела на уровне среднего: в обычной утеплённой одежде в условиях Крайнего Севера неподготовленный человек должен потреблять 5000 кКал в сутки, а в условиях комфортного климата в среднем – 2000 кКал. На основе малицы исследователи разработали арктическое снаряжение для пограничных войск России: олений мех здесь сочетается с бактерицидным утеплителем из нанотехнологического волокна, а защитная маска дополненной реальности – с  обычным капюшоном. Ещё одна идея для военных на синтезе многовековых традиций и современности – мобильное укрытие, в основе которого форма ненецкого "куропачьего чума". Это надувная палатка с обогревом и набором всего необходимого для жизнеобеспечения семи человек в течение 7 дней.

За несколько лет исследований участники Школы северного дизайна придумали несколько образцов транспортных средств на основе нарт: лёгкие мотонарты, спасательное средство на воздушной подушке, нарты для арктических маршрутов, туристические нарты. Так, мобильное укрытие для оленеводов Ямала получило свидетельство на промышленный образец: это прицеп-укрытие из 5–7 нарт, которое напоминает одновременно чум, ярангу, палатку и шатёр.

От изучения отдельных транспортных средств студенты перешли к осмыслению всей транспортной системы Крайнего Севера. "Мы заметили, что на конкретных территориях сложились свои паттерны мобильности: местное население понимает, как и в какое время нужно здесь передвигаться, когда лучше идти пешком, а когда использовать вездеходный (полозный, колёсный) транспорт, с какой скоростью ехать", – рассказывает Светлана Кравчук. Оленеводы и кочевники разбивают свой груз на караван, где каждая транспортная единица не превышает 200 кг, – отсюда вывод для тех, кто работает на севере: всё оборудование и элементы строительства при перевозке во избежание потерь и поломок также нужно разбивать на транспортные единицы и передвигаться в том же режиме. 

Изучение транспортной системы севера особенно важно в контексте развития туризма в регионе. Для комфортного восприятия достопримечательностей в экстремальных условиях исследователи предлагают целостный "модуль жизнеобеспечения". Туристу даётся набор вещей с инструкциями, затем инсценируется каждый день и час его пребывания в путешествии, планируются альтернативные варианты с учётом изменчивости среды. Такие экспериментальные маршруты уже прошли по рекам Казым и Тром-Аган (ХМАО), по Полярному и Северному Уралу (хребет Рай-Из и плато Мань-Пупы-Нер). "Больше всего наша студия сегодня ориентирована на туризм, – рассказывает Светлана Кравчук. – К тому же мы и сами апробировали именно эту форму пребывания на севере. Наши экспедиции – это тестирование в реальном формате. Едем как туристы и испытываем на себе и факторы среды, и социальные факторы, и культурные моменты. Проверяем их непосредственно в момент погружения в локальное сообщество".

Ещё одно большое направление работы Школы северного дизайна – жилища. От изучения особенностей традиционных форм жилья северных народов исследователи перешли к осмыслению концепций северных поселений. "Особенно нас интересуют моногорода вокруг нефтегазовых промыслов: мы стали думать, как сделать жизнь людей там комфортнее, – рассказывает Светлана Кравчук. – Как есть "умные" дома и города, так мы хотим придумать для севера "тёплый" город". Например, студенты переосмыслили традиционное для севера понятие вахтового метода работы: в виде ленты Мёбиуса представили вахту как систему, включающую пребывание в вахтовом посёлке, дорогу между домом и местом работы и межвахтовый отдых в месте постоянного проживания.

В апреле 2020 года Школа северного дизайна и УрГАХУ при поддержке Российского научного фонда откроют международную онлайн-выставку "Арктика созидает / Arctic Makes". Участники – художники, дизайнеры, преподаватели и студенты из России, США, Канады, Норвегии, Финляндии, Нидерландов и Германии. В апреле Школа северного дизайна запустит сайт "Арктический дизайн", а в мае выпустит монографию по дизайну транспортных средств для условий северного бездорожья.

 

Материалы по теме
Все
Новости
Статьи и репортажи
Лектории
Видеогалерея
12 апреля 2024
Члены РГО впервые в мире совершили парашютный прыжок из стратосферы на Северный полюс
Свое достижение они посвятили Дню космонавтики
Подробнее
01 марта 2024
Жизнь на полярной станции. Романтика или тяжёлый труд?
Лекция Константина Козлова
Подробнее
08 декабря 2023
6.12.23. Ю. Пепина и др. Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Подробнее
01 декабря 2023
Борис Вилькицкий. Северный морской путь
Показ фильма о Борисе Вилькицком
Подробнее
24 марта 2023
Колдовское Пинежье. Часть вторая: на кого охотится икотница
Подробнее
23 февраля 2023
Шагнуть из Европы в Азию: спецпроект по Ямалу от "Путешествий с РГО"
Гид-путеводитель по северной земле
Подробнее
07 декабря 2022
Север рядом: три маршрута по русскому Заполярью от экспертов РГО
Подробнее
18 июня 2020
Андрей Головнёв получил Госпремию РФ за вклад в изучение культурного наследия народов Арктики
Подробнее