Там, где не ступала нога человека, провалился под лед наш пикап

Алексей Жирухин

Путешественник Алексей Жирухин рассказал об экстремальной и увлекательной экспедиции «от края до края России»

Путешествия – это не просто новые впечатления. Для многих людей это образ жизни, сама жизнь. Так, перед новогодними праздниками я, пресс-секретарь Самарского областного отделения «Русского географического общества» Наталья Ширяева, встретилась с известным путешественником, автором ютуб-канала «Путешествия со смыслом» Алексеем Жирухиным, который большую часть своей жизни посвящает поездкам по России. У Алексея в кейсе много интересных историй, а также лайфхаков из серии «как напугать белого медведя и остаться в живых» или «как поменять колесо автомобиля в минус сорок и не лишиться руки».

Мы проболтали с Алексеем несколько часов и, как мне показалось – этого мало. Слишком много интересного, слишком горят глаза у него, чтобы вот так просто отпустить, не выжав из этого человека все до последней информационно капли. Но это невозможно – такие объемы нам неведомы. Но я постараюсь изложить хотя бы часть, передав то настроение, с которым Алексей и его единомышленники уже много лет изучают Россию, такую необъятную, такую разную и такую великую во всех ее отношениях.

foto2.jpg

Алексей Жирухин

Последняя экспедиция, о которой мы разговаривали с Алексеем, называется «Россия от края до края» - экстремальное путешествие, в рамках которого Алексей со своими единомышленниками решили исследовать все крайние точки и поселки России.

 «На территории страны есть много различных делений, границы которых, в первую очередь, определяются какими-то географическими особенностями, - рассказывает он. - Есть Европейская часть страны и Азиатская, а есть огромные Сибирь и Дальний Восток. Добраться до самых северных и самых южных точек и населённых пунктов достаточно сложно, но нам это удалось».

Рассказ Алексей начал с самой недоступной точки – мысе Челюскин, куда организовывалась экспедиция в марте-апреле прошлого года. Туда путешественники ехали месяц на двух полностью экипированных авто. К слову, подготовить транспорт и команду к такому суровому приключению – дело непростое и небыстрое. Должно быть все продумано до мелочей: топливо с собой, понимание где взять его в отдаленных населенных пунктах (это очень непросто, необходимо связываться с жителями заранее по данному вопросу, ведь во многих северных поселках люди заготавливают ровно столько топлива, сколько нужно местному населению и ни каплей больше), не просто теплая одежда, а адаптированная под арктическую погоду, запаска, связь, инструменты. Алексей говорит, что профессиональные экспедиции готовятся не месяцами, а годами.

«От мыса Челюскин до ближайшего населенного пункта, Хатанга, примерно 1000 километров на север, а по пути до него нет ничего вообще, - рассказывает Алексей. -И ты едешь готовый к тому, что в любой момент нужно будет выйти и что-то починить. Например, у нас на берегу Карского моря в заливе Толя ломалась рессора на пикапе из-за перегрузки. А это Арктика – к вам никакая помощь не придет. И в этот момент ты ловишь ощущение космоса, потому что до космической станции от тебя – 400 километров, а до ближайшего населенного пункта 750. То есть, космонавты тебе, получается, ближе. Но ничего - мы выпилили брусок, поставили ее под рессору и проехали на этом бруске 750 км. Причем по береговой линии ехали, а это очень опасно. В одном месте проваливались в трещину так, что покрышку смяло».

foto5.jpg

Алексей Жирухин

Но стоят ли все эти риски результата? Ответ Алексея – однозначно. Ведь не бывает простых открытий. А открытий путешественники сделали действительно много.

ovcebyki.jpg

Алексей Жирухин

«Ты по пути встречаешь только животных, и это животные, которые никогда в жизни не видели людей. Овцебыки, полярные волки. Мы двигались по реке Нижняя Таймыра, а овцебыки выстраивались на хребте, откуда стояли и наблюдали. Я сначала не понял, что это – думал, какие-то валы. С телевика приблизил, смотрю – а это животные! Встали еще так, чтобы друг другу не мешать смотреть, глаза вылупили, не понимают, что мы вообще такое».

Медведей ребята тоже встречали, они в основном обитают на береговой линии, где охотятся на нерп. По признанию Алексея, было немного страшновато, все же белый медведь – самый опасный хищник на земле, который к тому же очень быстро передвигается. Но встречи заканчивались мирно. Точнее, мишки, как правило, либо с удивлением наблюдали за гостями белой пустыни с безопасного расстояния, либо сами спешили ретироваться.

Заброшенные геолого-разведочные базы – одна из целей экспедиции. Места, куда не ступала нога человека последние 50 лет. Там до сих пор стоят разрушенные строения, метеостанции, даже церквушки кое-где. На одной из таких баз исследователи встретили лежанку белого медведя, а чуть позже встретили и самого мишку – зверь был очень удивлен, ведь он никогда не видел людей. Благо, наблюдал он на внушительном от путешественников расстоянии.

foto6.jpg

Алексей Жирухин

«Заехали в поселок Нордвик, один из заброшенных поселков Северного морского пути, его основали в 30-ых годах, а забросили в 49-ом. Когда основывали Северный путь, у кораблей не было автономности: они заправлялись углем и не могли пройти всю навигацию на одном запасе. И нужны были поселки, которые бы дозаправляли их углем. В этом поселке, к слову, нашли не только уголь, но и черную соль. В лучшее время здесь  жили и работали 500 человек. Во время Великой Отечественной войны, когда оккупировали Донбасс, основное месторождение угля, все «кормились» углем, который добывали в Нордвике. А после того, как мы отбили наши территории, корабли уже перестали ходить на угле и стали ходить на нефти. Они стали более автономны. Соответственно, добывать уголь там и держать посёлок стало невыгодно и он опустел, стал заброшенным», - Алексей с удовольствием посвящает нас в историю, которая неотрывна связана с исследованием любого места. Ведь не зная прошлого определенной локации, ты не можешь ее глубоко изучить.  

foto7.jpg

Алексей Жирухин

Нордвик интересен тем, что оттуда не вывозили оборудование, потому что вывозить было бы дороже. И вот 70 лет там, в полуразрушенных, но еще достаточно крепких строениях лежат исторические экспонаты, следы американского ленд-лиза. Запчасти от поездов, покрышки, части двигателей, гусеницы от грузовиков. Алексей взял из этой «сокровищницы» на память лишь гвоздь, все остальное оказалось слишком громоздким. Но он обещает, что скоро появится фильм об этом месте на его канале, а еще он очень хочет вернуться сюда летом, чтобы увидеть всю ту историческую роскошь, что пока скрыта от глаз в толстых слоях снега.

«Там поселок состоит из трех локаций – порт, добыча угля и добыча соли. Каждое место очень интересно, сохранило множество элементов быта того времени. А причал порта вообще состоит из нескольких затопленных барж. Я обязательно расскажу подробно об этом в своем фильме», - пообещал Алексей. 

Еще один интересный заброшенный поселок, который посетила команда Алексея в этой экспедиции, Поселок Кожевникова, расформированный в 90-ых годах. К слову, он был назван в честь действительного члена Императорского Русского географического общества, военного топографа Кожевникова Михаила Яковлевича. Локация, по мнению Алексея, интересна сохранившимися аненнами габаритами 30 на 30 метров.

«До появления спутников, в Советское время думали, как сделать связь в Арктике. И придумали вот такие антенны, которые ставили каждые 400 метров в труднодоступных местах. Это тропосферная связь. Система работы у них такая: от передатчика отправлялся в космос сигнал, он ударялся о тропосферу и принимался дальше. Длина сигнала 200 метров вверх и 200 метров вниз. 80 процентов территории были заполнены ими. А когда уже наладилась спутниковая связь, антенны стали не нужны. Большую их часть распилили на цветмет, но кое-что осталось. Но что интересно, спутниковую связь можно взломать и подключиться к ней, а к тропосферной невозможно. Она стационарная, внутренняя. Возле них создавали поселки для обслуживания. И связь по всей Арктике была», - рассказывает Алексей.

foto8.jpg

Алексей Жирухин

Далее путешественники поехали в поселок Сындасско, самое северное село в мире. Оно не заброшенное, хоть и не очень многочисленное. По словам Алексея, живут там очень душевные люди, которые радушно встретили гостей: столы ломились от деликатесов, которые здешние жители считают повседневной пищей. Особенно запомнилась оленина и арктический голец. Но несмотря на изобилие вкусной и редкой для нас пищи, быт в Сындасско устроен жестко. Так, например, для того, чтобы было тепло в домах, местным жителям приходится добывать уголь, а за пресной водой ездят на озеро. Этот процесс буквально можно назвать «наколоть воду»: лед ломами скалывают в большие емкости, потом привозят, топят и эту воду пьют, на ней готовят.

foto9.jpg

Алексей Жирухин

Конечно, возникает вопрос – а почему они не уедут отсюда? «Это их земля, они там родились. Им нравится и другой жизни они не хотят, - рассказывает Алексей. – Вообще, это путешествие от края до края России, показывает, насколько наша страна разная, какие разные в ней живут люди, какие разные открываются виды, какая разная природа, менталитет. И даже, казалось бы, одни и те же вещи с разных точек выглядят по-разному. Когда мы ехали на мыс Челюскин, то заехали на самую северную точку Дальнего Востока – она находится на границы Красноярского края и Якутии. Называется мыс Пакса. Место очень красивое, представляет из себя волнорез, который выходит в океан. Хотим сделать его туристическим местом, ведь он находится всего в 70 км от самого северного поселка Якутии Юрюнг-Хая. Знаете, там самое красивое северное сияние! Это совсем не то, что я видел до этого, например, в Мурманске. Просто сказочное, завораживающее волшебство».

foto10.jpg

Алексей Жирухин

Когда Алексей и его товарищи доехали до мыса Челюскин, а заняло это, примерно, месяц, началась их экспедиция до самой южной точки России, которая находится в Дагестане. Но об этом я расскажу вам в следующей статье. Потому что перегружать текст, даже такими интересными фактами, очень не хочется.

Кстати, вот вам небольшие спойлеры к следующему материалу: самарцы отмечают крайние точки России не только на карте, старый «Москвич» живет интереснее, чем я, а 15 тысяч рублей вполне достаточно для того, чтобы поездить по стране и набраться впечатлений.

Следите за анонсами и обновлениями. Вторая часть материала – уже совсем скоро.

Наталья Ширяева.