"Тайны Черного моря"

Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Геленджикское местное отделение Краснодарского регионального отделения Русского географического общества в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы провело встречу со студентами и преподавателями филиала Кубанского государственного университета в г. Геленджике.

dsc00.jpg


Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

С приветственным словом к профессорско-преподавательскому составу и студентам филиала обратилась председатель Геленджикского местного отделения Краснодарского краевого отделения Русского географического общества, депутат Думы МО город-курорт Геленджик – Соболева Юлия Николаевна. Она рассказала о работе местного отделения Русского географического общества в Геленджике, отметив большую роль общества в патриотическом воспитании молодежи. "Несмотря на все трудности, которые переживает сейчас Россия, политика руководства страны является верной. Как показала сама жизнь - страна постепенно обретает национальную идею, единый национальный курс. Сегодня мы видим консолидацию общества и всех патриотических сил, которая помогает стране без потерь пережить непростое время", – отметила Юлия Николаевна.

dsc_1162.jpg


Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Валерий Егоров – член отделения Русского географического общества в Геленджике прочитал для студентов лекцию на тему: "Тайны Черного моря". Валерий Егоров, проводя исследования дна Черного моря в районе Геленджика, преследует цель установить причины гибели внушительного четырехмоторного гиганта МТБ-2, который сегодня более известен как АНТ-44, самой совершенной и мощной советской летающей лодки довоенных лет.

page-15.jpg


Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету - подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный самолет оторваться от воды не смог. В третьей попытке, в момент отрыва от поверхности бухты, взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя Ме-110 (или Ме-109), и он врезался в воду. В живых остался только командир корабля капитан Наумов - его выбросило из кабины и, по его личному свидетельству, он даже не успел ничего понять. Погибли штурман капитан Грязных, второй пилот ст. лейтенант Чайка, радиотехник лейтенант Назаров, стрелок ст. сержант Дубина, стрелок-радист младший сержант Кошнар.

Расследование инцидента было коротким: виновником гибели экипажа и самолета объявили капитана Наумова: якобы он рано начал разворот на взлете и задел крылом воду, далее последовала катастрофа. Позднее Наумова перевели для продолжения службы на Северный флот.

Останки МТБ-2 более сорока лет пролежали в море, на глубине 10-12 метров на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. В 1988-1989 гг. место падения самолета обследовали водолазы самодеятельной группы "Поиск", на предмет возможности подъема его на поверхность. Однако осмотр показал, что обломки машины перемешаны с неразорвавшимися бомбами (теми самыми, с которыми МТБ уходил в боевой полет). Операция по подъему была отложена, а затем вызванные из Севастополя саперы подорвали опасную находку прямо на дне.

 

page-18.jpg


Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

И только в летом 2015 года команда Подводного клуба "Виктор и К", возглавляемая Валерием Егоровым, сумела идентифицировать найденные останки и восстановить судьбу покоившихся на дне обломков гидросамолета МТБ-2 в районе толстого мыса г. Геленджика.

Валерий провел большую исследовательскую работу, проанализировал немецкие аэро-фото разведывательные снимки акватории Геленджикской бухты 1943 года, установил место нахождения обломков самолета и смог с коллегами организовать подводные экспедиции к обнаруженным объектам. Валерий Егоров также рассказал студентам об обнаруженных на дне моря, предположительно, мест (стоянок) древних людей.

С заключительным словом к аудитории обратился Владимир Фоменко – член отделения Русского географического общества в Геленджике.