Таёжный форум

Выступление участников
Выступление участников

2 сентября 2015 года на базе Центра лыжных видов спорта Муромцевского района Омской области, в реликтовом Петропавловском бору прошёл Таёжный форум – IV Региональный слёт обучающихся и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью в сфере естественных наук.

otkrytie_foruma.jpg

Открытие форума
Открытие форума

Организаторами форума стали Министерство образования Омской области, Институт развития образования Омской области, Комитет по образованию Муромцевского муниципального района Омской области. Мероприятие прошло при поддержке Омского регионального отделения Русского географического общества и местного Всероссийского общества охраны природы.

masteryat_poddelki.jpg

Мастерят подделки
Мастерят подделки

В форуме приняли участие представители 20 муниципальных районов Омской области и города Омска, 293 обучающихся шестнадцати школ города Омска и Омской области, 82 педагога, 123 волонтера, 87 педагогов-тьюторов Муромцевского района, представители Омского отделения Русского географического общества, автор учебника "География 5–6 классы" А.А Летягин.

Цель форума – привлечение детей к изучению проблем экологического состояния окружающей среды Омской области и практическому участию в решении природоохранных задач.

Таёжный форум по традиции был организован в два тура: первый тур – полевой – прошёл на одиннадцати исследовательских площадках Петропавловского бора и реки Шайтанки; второй – ученическая конференция (обобщение результатов полевых исследований, подведение итогов работы).

poddelki_vzroslyh.jpg

Поделки взрослых
Поделки взрослых

На высоком берегу речки Шайтанки, откуда открывается вид на долину реки Тары и таёжные окрестности, разместились экспериментальные площадки: водно-техническая "В тихой заводи", "Химия "графских" развалин".

На площадке "В тихой заводи" ребята определяли скорость течения и ширину реки, учились различать видовой состав рыб таёжных рек. На площадке "Химия "графских" развалин" выделяли крахмал из картофеля и топинамбура, изучали его физические и химические свойства, способы его применения в пищевой промышленности.

На лесной заимке расположилась площадка "Поляна мастеров", где опытные наставники обучали детей технике выполнения контурной и геометрической резьбы, чеканки по дереву, изготовления и декорирования поделок из природного материала сибирской тайги.

veselyy_leshiy.jpg

Веселый леший
Веселый леший

Ребятам рассказали, как определять видовой состав глухарей, познакомили с разными способами кольцевания птиц, с видовым составом животного мира Петропавловского бора. Школьники узнали много нового о типичных представителях флоры и фауны Сибирской тайги: буром медведе, обыкновенной белке, муравьях, короедах, клещах, хвойных растениях, таёжных ягодах.

sportivnye_razvlecheniya.jpg

Спортивные развлечения
Спортивные развлечения

Участники преодолели не одну полосу препятствий, освоили способы подъёма по скалодрому, в общем, освоили настоящий таёжный экстрим. У большого костра на песенной станции звучали туристические песни.

Отзыв 11-классников средней школы №10 города Омска о мероприятии:

2 сентября 2015 года нам удалось побывать в реликтовом Петропавловском бору Муромцевского района Омской области, где состоялся IV Региональный слёт обучающихся и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью в сфере естественных наук – Таёжный форум. Несмотря на то, что мы – одиннадцатиклассники и впереди у нас трудный учебный год, мы использовали шанс участия в очередном слёте исследователей, чтобы зарядиться положительным настроем.

Мы не первый раз принимаем участие в работе экологических форумов. В 2013 году впервые попали в Крутинский район на Озёрный форум, в 2014 году изучали природу в Марьяновском районе на Степном форуме. После этих двух увлекательных слётов мы решили поехать на Таёжный форум, потому что получение знаний таким способом нам очень нравится. На таких форумах мы не только узнаём много нового, но буквально "сливаемся" с природой и, конечно же, получаем массу положительных эмоций.

Группы учеников из многих районов области и города Омска проводили исследования природы в сосновом бору и на берегу реки Шайтанки. К каждой группе были прикреплены волонтёры, которые сопровождали нас на каждую из четырёх предложенных станций.

Первая станция на нашем пути называлась "Где плачут глухари". Здесь мы учились определять виды птиц муромцевского края, названия таёжных птиц по голосам, узнали, что такое кольцевание птиц и для чего оно проводится. Нас поразили чучело и берлога типичного зверя этих мест хозяина тайги – бурого медведя. Учились определять следы присутствия медведя, его рост и вес, длину когтей и предполагаемый возраст. Кроме того, мы изучили жизнедеятельность белки в хвойном лесу.

На станции "В таёжном смолистом краю" у нас было три привала. Привал "Юный исследователь". Здесь по спилу мы определяли возраст дерева, благоприятные и неблагоприятные годы для жизни растения. Смогли определить стороны горизонта на основании ширины годичных колец. Так же по шишкам и веткам назвали виды хвойных растений.

Привал "Высотомерный". На этом привале мы научились измерять высоту деревьев тремя способами: при помощи вешки (шеста), "высотомера" и равнобедренного треугольника.

Привал "Витаминная кладовая". Здесь мы пробовали варенье и определяли на вкус, из каких из душистых лесных ягод оно приготовлено, отведали таёжного чая на травах.

Следующая станция привлекла нас своим названием – "Химия "графских" развалин".

"Графские" развалины – это полуразрушенный Петропавловский винокуренный завод, который был заложен летом 1860 года купцом Михаилом Корчемкиным. После революции, в 1937 году завод возобновил свою работу как крахмалопаточный. На этой станции с помощью химических реактивов мы выявляли присутствие крахмала в растворе. На фоне старинного здания у нас получились незабываемые фотографии.

И последняя станция, на которую мы заглянули – это "Сувенирная лавка", где нас снова угощали пирогами, чаем, вареньем, лесными ягодами. И на память вручили  необычные сувениры, которые были сделаны своими руками и с любовью! Мы были в восторге от таких медалей!

Традиционно после исследований на станциях состоялась небольшая конференция, где мы представили труды своих работ и поделились своими впечатлениями. Кто-то написал стихи, нарисовал газету, слушать отчёты было очень интересно. Только жаль, что мы не успели побывать на всех одиннадцати станциях, ведь по рассказам там тоже было очень интересно.

Наши впечатления, как мы и ожидали, были непередаваемыми. Погода выдалась солнечная, а воздух был очень свежий. Педагоги и ребята-волонтёры, которые им помогали, очень хорошо подготовились, подготовили наглядный материал, реактивы, интересно всё рассказывали и показывали. Спасибо всем организаторам!

Ученицы 11 класса, БОУ г. Омска "СОШ №10": Децюк Настя, Жегун Яна, Шаймерденова Гульмира

Руководители: Володкевич Л.В., Едалова К.А.