Учёные-полярники: Мы поехали в Арктику делать науку

Учёные-полярники: Мы поехали в Арктику делать науку Учёные-полярники: Мы поехали в Арктику делать науку

Учёные-полярники с дрейфующей сезонной станции "Северный полюс – 2015" вернулись на большую землю 16 августа. В порт Мурманска их, а также оборудование и собранные научные материалы доставил ледокол "Капитан Драницын".

Станция открылась 18 апреля 2015 года в семи километрах от Северного Полюса. За долгие четыре месяца льдина прошла 450 километров.

Первый вице-президент Русского географического общества, полярник номер один Артур Чилингаров сравнивает участников СП–2015 с папанинцами. "Ребята проявили и смелось, и мужество, и героизм, потому что в этих условиях, в районе Полюса, где никого не было рядом, 17 полярников дрейфовали и выполняли научную программу", – рассказал Артур Чилингаров.

Соседи – белые медведи

По два человека в каждой палатке и, конечно, печка – иначе не выжить. Температура воздуха в начале дрейфа была -30°C, а концу поднялась до 0°C. Некоторые даже купались в Северном Ледовитом океане!

Полярники были полностью укомплектованы всем необходимым с самого начала путешествия, поэтому на льдине их никто ни разу не навещал. Поэтому, когда с материка к ним пришёл ледокол "Капитан Драницын", они были по-настоящему рады. "Так приятно было увидеть ЛЮДЕЙ!", – смеются полярники.

Ещё бы! 17 человек на одной льдине, одни и те же лица каждый день, на огонёк заглядывают лишь белые медведи.  

Были, правда, ещё два "заслуженных полярника" – собаки Шано и Фрам (гренландские ездовые, или "эспэшные арктические", – как пошутил Министр природы Сергей Донской). Они должны были отпугивать непрошенных хищных гостей, но частенько они и сами прятались от них за сугробами. Дело в том, что раньше собаки работали в упряжках, и супергероями дрейфующая льдина их не сделала.

Спасаться было как-то нужно. Известно, что солдат ребёнка не обидит, а учёный не обидит белого медведя. "Зачем стрелять? Его напугали – он убежал", – рассуждают полярники. В арсенале полярников были ракетницы, шумовое оружие, – именно этим и "пугали" любопытных зверей. "Ни один представитель местной фауны не пострадал. Мы даже рыбу не ловили", – уже серьёзно говорят они.

Льдина плывёт, и мы плывём вместе с ней

Скучно полярникам не было. Льдина, на которой они дрейфовали, изначально была размером примерно 5 на 8 километров, время от времени она трескалась, приходилось перемещать лагерь. Когда учёных с неё эвакуировали, её размеры были 2 на 3 километра.

"Жить на льдине можно очень долго. Но мы же с определённой целью туда поехали – делать науку", – рассказал специалист-океанолог из Арктического и антарктического научно-исследовательского института Иван Рыжов.

Что касается науки. На 88-й параллели северной широты издалека, со льдины, полярники видели нарвалов. Специалисты говорят, что если эти сведения подтвердятся, то это станет настоящим научным открытием, потому что в этих водах нарвалов ещё ни разу не наблюдали.

Но это – сенсация. А вообще за четыре месяца дрейфа учёные провели целую серию научных исследований и отследили изменения окружающей среды в Арктике. "Одна рутина, – смеются полярники. – Льдина плывёт, и мы плывём вместе с ней".

"Несколько направлений – метеорология, аэрология, ледоисследования, океанография, гидрохимия, биология, зоология, магнитология. По всем этим направлениям работы были проведены в полном объёме. Какие-то технические сложности были у нас. Мы всё-таки не в тёплой лаборатории работаем, а в непосредственном соприкосновении со стихией, и проконтролировать всё нельзя", – рассказал заместитель начальника экспедиции по науке Кирилл Фильчук.

Шашлык на 88-й параллели и синдром арктической семьи

Главным героем ледяного путешествия стал повар – Анатолий Акименко. Полярники единогласно заявили, что им "очень – просто очень! – повезло". Кормил их Анатолий разнообразно.

"Однажды даже ели шашлыки!", – с ностальгией вспоминают мужчины.

Полярники не только вкусно ели, они занимались спортом, играли в футбол. Поэтому, наверное, и получилась из их команды настоящая арктическая семья.

"Как в любой семье были и ссоры, и веселье. Но люди оказались уникальными, очень повезло с коллективом", – поделился Иван Рыжов.

Что хорошо для ледокола, то плохо для вертолёта

Чтобы забрать полярников со льдины,"Драницын" прошёл 1300 миль до полярной станции и столько же обратно. Об этом рассказал капитан ледокола Александр Ерпулев. Сворачивание станции и погрузка материалов на борт заняли в общей сложности 33 часа. 10 августа началась эвакуация научного и бытового оборудования станции, и уже 11 августа ледокол отправился в обратный путь, который занял менее пяти суток. По мнению капитана, ледовая обстановка была вполне нормальной, поэтому обошлось без приключений. "Видели и похуже льды", – признался капитан.

Однако северные условия подходят не всем. В эвакуации станции также принимала участие вертолётная группа МЧС России ("Капитан Драницын" располагает вертолётной площадкой). Экипаж был очень опытный, но Арктика заставила пилотов понервничать. "Туман, погода меняется не в часы, а в минуты. Взлетали – светило солнце, через 20 минут заходили на корабль – всё уже было в тумане. Летели по приборам", – вспоминает лётчик-инспектор, начальник отдела авиации Центрального регионального центра МЧС России Игорь Комаров. Конечно, в результате погрузка оборудования, научных материалов, палаток прошла без происшествий, но северную романтику пилоты забудут ещё нескоро.

Герои вернулись домой

В порту участников экспедиции встречали Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, Первый Вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров и губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

"Участники дрейфа, включая двух экспедиционных собак, здоровы и готовы выполнить следующее ваше задание", – доложил Министру начальник экспедиции к дрейфующей станции, руководитель Экспедиционного центра РГО Александр Орлов.

Кстати, именно Экспедиционный центр Русского географического общества осуществлял организационные и логистические работы по закрытию станции. По словам Александра Орлова, эвакуация прошла штатно, без каких-либо отклонений от плана. В течение полутора суток станция была полностью разобрана и загружена на ледокол "Капитан Драницын". "Слаженная работа полярников станции-2015, экипажа ледокола, вертолётной группы МЧС России, а также помощь журналистов позволила полностью эвакуировать станцию и зачистить льдину от следов хозяйственной деятельности", – отметил начальник экспедиции. 

Меняем дрейфующее на самодвижущееся

Сергей Донской подчеркнул важность проведённых полярниками научных исследований. Осенью, после обработки материалов, ему будет представлен итоговый доклад.

"Мы планируем и дальше продолжать опыт летних станций, чтобы преемственность была сохранена. Теперь наша задача в системном режиме в рамках новой федеральной целевой программы "Мировой океан" проводить работы в большем объёме и, возможно, с новой техникой", – отметил глава ведомства. На будущий год планируется организовать новую станцию – "Северный полюс – 2016".

Стоит отметить, что Россия по-прежнему является единственной в мире страной, владеющей технологией создания дрейфующих станций. Однако подходящие многолетние льдины в Арктике найти всё труднее (хотя экспедиция 2015 года доказала, что что лёд для создания дрейфующих полярных станций Арктике есть). Министерство природных ресурсов и экологии выступает за необходимость внедрения новых технологий для изучения северных широт. Так что вскоре на смену дрейфующим льдинам могут прийти самодвижущиеся всесезонные платформы. Есть шанс, что они появятся в российской Арктике уже к середине 2020 годов.