В Артеке увидели «Второе рождение линкора»

Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Фильм участникам профильной смены «Мир открытий» представил продюсер киноленты, председатель Краснодарского краевого отделения Русского географического общества Иван Чайка:

- Этот фильм – результат труда целой команды. Сложнейшие подводные работы, поиск документальных источников в архивах, рассказывающих о судьбе линкора, общение с потомками моряков, служивших на корабле – все это сделало нашу картину уникальной. Она дает представление о целой эпохе российской истории и раскрывает тайны «Императрицы Екатерины Великой».

v16_4579.jpg


Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Если Северный флот неразрывно связан с имеем Петра Великого, то Черноморский своим рождением обязан Екатерине II. И это имя прославлял не раз. Российский дредноут "Императрица Екатерина Великая" был спущен на воду 6 июня 1914 года. Это был один из четырёх линкоров, построенных заводом "Наваль" в Николаеве, и названных императорскими титулами. Корабль участвовал в боевых операциях во время Первой мировой войны. Доказал своё превосходство в столкновении с германским линейным крейсером "Гёбен". А после гибели "Императрицы Марии" линкор "Екатерина Великая" стал флагманом Черноморского флота.

В 1918 году линкор и некоторые другие корабли Черноморского флота были переведены из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск. Германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь. По решению советского правительства, во избежание захвата немцами, линкор был потоплен торпедами, выпущенными с эсминца «Керчь».

В 30-х годах, в условиях голода и дефицита, правительство решает поднять и восстановить некоторые корабли, затопленные в акватории Черного моря. В списке и легендарная "Екатерина", переименованная к этому времени в "Свободную Россию". Но ошибка водолазов ЭПРОНа привела к детонации боекомплекта на глубине 42 метров. Судно получило серьезные повреждения. Операция по подъёму линкора была прекращена. Громада, длинной сто шестьдесят восемь метров, упокоилась на дне Цемесской бухты.

v16_4674.jpg


Фото предоставлено Краснодарским региональным отделением РГО

Легендарный линкор получил второе рождение благодаря экспедиции Краснодарского регионального отделения Русского географического общества. Предпремьерный показ документальной картины, работы над которой длились полтора года, вызвал интерес у юных географов в Артеке. Они задавали Ивану Геннадьевичу вопросы о возможном продолжении исследований, современном состоянии корабля под водой, технических нюансах работы над фильмом.

- Мне было приятно видеть реакцию ребят, их живой интерес к экспедиции и истории нашей страны. Это еще раз подчеркивает необходимость и важность таких проектов – поделился Иван Чайка.

Ксения Руденко