Восхождение на г. Белуху (Алтай)

В августе этого года Валерий Якимов, член Нерехтского местного отделения РГО, попытался взойти на известную алтайскую гору Белуху. К сожалению, с первого раза осуществить восхождение ему не удалось. Свои ощущения он попытался прокомментировать в дневнике восхождения.

В августе этого года я собрался на Алтай, в район г. Белухи. Изначально моей целью было увидеть Горный Алтай, познакомиться с этими местами поближе, но в процессе составления плана было решено попробовать взойти на Белуху.

Начались интенсивные тренировки, поиски проводников и подготовка к походу.
Подобралась компания, все из разных городов (Санкт-Петербург, Саратов, Уфа, Лондон, Нерехта, Краснодар), всего нас было семь человек. Встретились все в Барнауле, познакомились и на следующий день отправились в п. Тюнгур на микроавтобусе.  Поездка длилась около 12 часов.

В Тюнгуре разместились на турбазе Высотник, в палатках на "Дикой поляне". За вечерним костром познакомились ближе, узнали, как мы докатились до такой жизни :-)
Наш поход начался со сплава по реке Катунь. Река течёт в том направлении, в котором предстоит идти. 10 км на рафте, купание в реке, преодоление некатегорийных порогов - было весело. Дошли до впадения реки Ак-Кем, выгрузились на берег и прошли ещё около 15 км до стоянки "Три берёзы". Переночевали и на утро выдвинулись дальше по Ак-Кемскому ущелью наверх. К Ак-Кемскому озеру ведёт набитая тропа, проблем с водой нет, пересекаем насколько ручьёв. Дорога петляет: то подходит к реке, заставляя двигаться по берегу, то уходит вглубь, в горы. Единственное неудобство, то, что после дождя тропа превращается в кашу (жижу). Идти по ней сплошное мучение. Но чем выше ты поднимаешься вверх, тем лучше становится тропа.

Около тридцати километров мы преодолели за один день. Дошли до лагеря, где нас ждал вкусный ужин. Утром, позавтракав, мы выдвигаемся дальше к Томским стоянкам. Это 15 км пути с набором высоты в 2 км. Тропа проходит по живописным местам: вдоль Ак-Кемского озера уже отчётливо видна стена - Красавица Белуха, Корона Алтая. Проходим часовню Архангела Михаила (не вернувшегося с горы).

Деревья с набором высоты исчезают, остаются только камни и снег с ледником. Тут другая красота, "мёртвая". Температура резко падает, поднимается ветер, условия совсем другие. Надеваем на себя тёплую одежду. Готовим на горелках.
Следующим днём предстоит большой переход на ББС (Большое Берильское Седло).

Ночью была минусовая температура, вода в округе замёрзла, всё время дует ветер. Завершив все утренние процедуры, надев на себя "железо" (обвязку, карабины, восьмёрку, жумар, кошки и за спиной ледоруб), отправляемся по леднику Арбуз к перевалу Делоне (3 400 м, 2Б). Преодолевается он с помощью восьми верёвок. Высота от бергшрунда 200 м. Уклон, градусов 50-60. С помощью жумара начинаем подъём. Вся группа поднялась за 2 часа. С перевала открывается красивый вид на горы, делаем памятные фотографии. Теперь нам предстоит преодолеть ледник Менсу: 200 м вниз и 400 м наверх к штурмовому лагерю ББС. Идём в связке, обходя трещины, вокруг потрясающие виды, погода радует. В штурмовой лагерь пришли уже в темноте. Высота около 3 600 м., кругом снег. Выпили чая и легли спать. Ночью был сильный ветер со снегом, поэтому было принято решение штурм вершины перенести на следующее утро.

Днём погода была, на радость всем, отличная! Каждый занимался своим делом. Я и ещё двое коллег решили подняться на пик ВДВ, сказано - сделано. Подъём не занял много времени, нам открылась потрясающая картина! Сделали фото на память. Вечером легли пораньше спать, предстоял штурм вершины, выход был назначен на 01:00.

Проснувшись ночью, оценив ситуацию, приняли решение выдвигаться. Луна светила как ночник, налобные фонарики даже не потребовались. Иногда, когда луна заходила за тучи, включали фонари. Почему штурм происходит ночью? Ночью снег сковывает от холода, он становится прочным, по нему можно смело перемещаться. Днём, когда светит солнце, всё превращается в "кашу", сверху падают оттаявшие камни, передвижение становится небезопасным.  08:00 - то время, когда где бы ты ни был, ты должен развернуться назад, иначе путь до лагеря превратится в "русскую рулетку".

Пройдя треть пути от штурмового лагеря до вершины, я почувствовал себя плохо: закружилась голова, и ноги перестали слушаться. Я принял решение повернуть назад. В горах каждый принимает решение сам, кто-то ставит всё на карту и идёт, а я решил повернуть. Сообщив о своём решении группе, поворачиваю назад. Спускаюсь к лагерю около 05:00, приняв лекарства, пытаюсь заснуть. Погода портится. Переживаю за ребят, а они в свою очередь волновались за меня. В 10:00 вижу на горизонте своих! Готовлю чай. Они взошли! Приятно слышать, что у них всё получилось. За чаем рассказывали, как всё прошло: погода позволила им взойти, дав "окно" в 20 минут, спускались они уже в непогоду, отправились назад к Томским стоянкам.

Погода тем временем разгулялась, по крайней мере на нашей высоте, Белуха была скрыта за облаком. На леднике Менсу нас застала снежная гроза. Скинув с себя всё железо, располагаемся на коврике и пьём чай. Гроза длилась минут 30, мы чувствовали рядом с собой разряды, гром гремел над нами. Спуск с перевала Делоне прошёл быстро. В этот же вечер мы уже были на Томских стоянках. Здесь, как и в прошлый раз, дул сильный ветер (какое-то "заколдованное" место). Но даже с ветром здесь было теплее, чем наверху.

Утром отправляемся в лагерь на озере Ак-Кем. Теперь всё время с каждым метром спуска становится теплее. Дойдя до ручья, скинул с себя всю одежду и бросился в воду. Вот чего мне не хватало =) Всё это время вся одежда была на нас, мы ходили днём и ложились спать в одном и том же. И тут живая вода, не ледниковая или растопленный снег, а живая, из родника! Какое счастье! После ручья я "долетел" до лагеря. А там костёр и компот, а вечером баня!

Спуск до Тюнгура на следующий день занял пять часов, и вот мы уже в цивилизации. Звонки, смс родным и друзьям, кафе с местной кухней, магазины - всё то, к чему мы привыкли и, возможно, чего не хватало в походе.

Ещё один день мы посвятили окрестностям: взошли на местные вершинки, прогулялись до памятника тов. Сухова, того самого, про которого снят фильм. Он был убит именно в Тюнгуре, главная улица названа в честь его. Ещё один день мы посвятили музеям. Но всё имеет своё начало и конец. Так и у нас. Утром грузимся в микроавтобус и отправляемся в обратный путь, в Барнаул, а оттуда на самолете – домой.

Вот, во что воплотилась мысль увидеть Горный Алтай.