head-bg-picture

Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург)

Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург) Выступление Владимира Путина на заседании Попечительского Совета Русского географического общества (24 апреля 2017 года, Санкт-Петербург)

Уважаемые друзья, добрый день! Хочу вас всех поприветствовать на заседании попечительского совета Русского географического общества.

Сразу отмечу, что в последние годы при вашей, уважаемые друзья, поддержке РГО не просто расширило границы своей деятельности, оно стало заметным участником общественной жизни нашей страны, автором важных инициатив, в том числе в такой сфере как образование.

Так, например, съезды учителей географии, возрожденные РГО, запустили масштабную дискуссию о современных подходах к преподаванию географии в школах и вузах.

И ее результатом стала концепция развития географического образования в России. Это уже такой концептуальный документ, влияющий на целую сферу в нашей стране.

Здесь хотел бы отметить позитивный пример Минобрнауки, которое в самом тесном контакте с экспертным и педагогическим сообществом готовит сейчас изменения в федеральные образовательные стандарты по географии. И в целом понимает всю значимость географической науки и просвещения для страны и для каждого гражданина. Наряду с историей Отечества, русским языком, литературой география служит основой формирования патриотических ценностей, культурной, национальной идентичности и самосознания.

Вместе с тем всероссийский географический диктант, проводимый РГО, показывает – приемлемые знания, к сожалению, у нас только у тех наших граждан, кто учился в 60–70-е годы XX века, когда география в школе, кстати говоря, занимала достойное место.

Затем часы постоянно урезали, и теперь молодые люди тоже, к большому сожалению, недостаточно знают географию не только России, но подчас даже и своей области, края, республики. Порой ребята быстрее отвечают на вопрос, где находится Гранд-Каньон, другие мировые достопримечательности и памятники природы, чем, например, наш Баргузинский заповедник.

В этой связи особо актуальны такие положения концепции, как включение урока «География родного края» в курс 8–9 классов и возвращение географии во все классы средней и старшей школы, причем с 6 по 10, не меньше, чем два часа в неделю.

Небезупречны географические знания и у студентов, молодых специалистов. Одна из причин заключается в том, что география теперь не требуется при поступлении на такие специальности как «Международные отношения», «Землеустройство и кадастр», «Регионоведение» и даже «Туризм».

Согласитесь, сложно представить грамотного международника или менеджера туристической отрасли, глубоко не знающего географию. ВУЗам необходимо сделать соответствующие выводы, а также откликнуться на инициативу педагогов создавать при высших учебных заведениях образовательные центры географии для талантливых школьников.

И наконец, следует учитывать факт, что география сегодня востребована обществом. Например, в географическом диктанте в первый раз в 2015 году участвовали порядка 70 тысяч человек, а в 2016 свои знания проверили свыше 187 тысяч.

С каждым годом все больше детей стремится попасть на профильные смены географического общества в «Артек», «Океан», «Орленок». Растет и число участников волонтерских и творческих конкурсу РГО.

Такой позитивный интерес необходимо поддерживать, в том числе включая задачи популяризации географии России в программах патриотического воспитания всех уровней. Уверен, что РГО продолжит активную работу на этом направлении.

Хороший пример здесь программа географического общества, приуроченная к 75-летию Великой Победы, к годам культуры, к годам кино, экологии. Многие из них были бы невозможны без адресной помощи наших попечителей и членов медиа-совета.

Надеюсь, вы обратите внимание и на проекты, запланированные РГО к другим знаковым для России юбилеям. Например, 200-летие открытия русскими мореплавателями Антарктиды.

Не менее интересны и международные проекты. Участниками таких экспедиций РГО, как «Кызыл-Курагино», «Степной мир Евразии», «Морская слава России», стали граждане уже десятков стран мира.

Самые широкие перспективы есть и в сотрудничестве с зарубежными географическими обществами, прежде всего Казахстана, Сербии, Италии, Норвегии, Азербайджана. Особо отмечу взаимодействие с китайскими коллегами.

Совместный проект по маршруту исследований русского географа Василия Обручева в Центральном Китае принес и весомые научные результаты, и большой общественный резонанс.

Этим летом молодые специалисты двух стран отправятся с экспедицией в Гогланд (Финский залив), где обменяются опытом ликвидации экологического ущерба.

Подчеркну, что проекты Русского географического общества с участием иностранных партнеров еще раз доказывают – взаимодействие ученых не подвержено политической конъюнктуре и способствует не только научному прогрессу, но и укреплению дружбы. И что особенно важно – закладывает добрые отношения на будущее у подрастающих поколений.

Ученые-географы, исследователи, путешественники во все времена вносили огромный вклад в укрепление гуманитарных связей. И, конечно, неоценимы их заслуги перед родной страной, перед Россией. При этом так сложилось, что у них до сих пор нет своего профессионального праздника.

Думаю, вы со мной согласитесь, можно было бы это поправить, внести в российский календарь знаменательных дат День географа. А также дополнить перечень почетных званий страны званием «Заслуженный географ Российской Федерации». Это подчеркнет значимость профессии, повысит статус представителей географической науки.

И главное, будет способствовать популяризации самой географии, вовлечению в изучение родной страны, ее природы и истории еще большего числа людей.

И в заключение хотел бы еще раз поблагодарить вас, уважаемые члены Попечительского совета и Медиа-совета, за ту большую поддержку, которую вы оказываете программам, экспедициям, исследованиям Русского географического общества, и всем, кто участвует в его полезной и созидательной работе.

Мне хочется выразить надежду, что и вам самим эта деятельность приносит удовлетворение, вам самим заниматься этим видом деятельности все интереснее и интереснее.

Большое вам спасибо.