Особенности развития религиозного туризма староосвоенных регионов России

Дата события: 
24 октября 2018 - 17:00 г.
Адрес: 
МГУ, Географический факультет, аудитория 1806 (18 этаж Главного здания МГУ) 

24.10 среда 17.15 
Комиссия по культурной географии совместно с семинаром "Культурный ландшафт"
М.Ю. Евдокимов – Особенности развития религиозного туризма староосвоенных регионов России 
Вход по предварительной записи – seminarklatyandex.ru 
Указывать полностью ФИО и место работы или учёбы 
Заявки подавать до 21 октября включительно 

Религиозный туризм на Смоленщине  и пользуется популярностью. Чем привлекает смоленская земля православных путешественников?

Сразу оговоримся: существует две основные формы религиозного туризма. Первая из них (назовем ее, для примера, классической) – это паломничество, которое осуществляется исключительно под руководством священнослужителей. Этот процесс – на сто процентов управляемый, и представить себе православных паломников, которые путешествуют от святыни к святыне сами по себе, так сказать, индивидуально, достаточно сложно.
Паломнический туризм в последнее время очень активно развивается. Это происходит во многом благодаря тому, что за последние годы количество монастырей на территории области заметно увеличилось.  Наибольшей популярностью по-прежнему пользуются Вяземский Иоанно-Предтеченский Монастырь и Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь под Дорогобужем. Новый монастырь не так давно открылся и у истоков Днепра: пока что он еще не так известен, однако интерес к нему, наверняка, появится.
Еще одна причина все возрастающей популярности религиозного туризма на Смоленщине – православные святыни, которые все чаще и чаще привозят. Эти святыни притягивают многих, причем не только смолян, но и жителей других регионов и даже Белоруссии. Паломнический туризм на Смоленщине развит достаточно сильно, однако расти и развиваться в данном направлении практически некуда. Количество верующих, готовых отправиться в паломнический путь – величина более-менее постоянная, и заметное увеличение её вряд ли возможно.

Туризм историко-культурный и обрядовый. В данном направлении Смоленщине есть куда развиваться. Люди целенаправленно приезжают знакомиться с образцами православной архитектуры, особенно если речь идет о редких или уже, казалось бы, утраченных образцах. В качестве наглядного примера можно привести одношатровую церковь в Катыни. Прежде на Смоленщине была всего одна церковь данного типа – трехшатровая церковь Одигитрии в Вязьме. Шатровые церкви – большая редкость, причем не только на Смоленщине, но и в масштабах всей страны. Причина этому кроется в реформе 1666 года, когда их строительство было запрещено. И только недавно шатровые храмы начали возводить вновь.
Активно восстанавливают и церкви, разрушенные в советский период. Такие восстановленные храмы сегодня можно увидеть в деревнях Рай, Вонлярово, и т. д. хотя многие в руинах.

Неизменный интерес вызывает обрядовая сторона Православия. К примеру, характерный для православного человека тип питания. Однако самым популярным православным обрядом по праву можно назвать традицию окунания в купель. Согласно традициям дореволюционной Руси, окунаться в купель можно в любое время года, ведь целебная сила воды из освященных источников не зависит от смены сезонов. Святых источников на территории Смоленской области много, и тысячи туристов даже начинают их "коллекционировать".

Одно время даже были попытки создать религиозный туризм в иудаизме, тем более что предпосылки для этого на Смоленщине имеются. Чего стоит одна лишь деревня Любавичи на территории Руднянского района, некогда бывшая центром хасидизма в России. Форму туризма в последнее время приобретает и неоязычество – пожалуй, единственная форма религиозного туризма на Смоленщине, никак не связанная с традиционными религиями. К данному направлению можно отнести многие популярные событийные мероприятия области, такие как празднования ночи Ивана Купалы.