Комиссия по географическому и экологическому образованию

Подписка на RSS - Комиссия по географическому и экологическому образованию

Председатель Комиссии

Касимов Николай Сергеевич

Первый Вице-президент Русского географического общества, президент географического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, доктор географических наук, профессор, академик РАН

Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию воссоздана в 2013 году и носит преемственный характер. В настоящее время приоритетными направлениями деятельности Комиссии являются популяризация географических и экологических знаний, участие в разработке и экспертизе образовательных программ и учебно-методических материалов, стимулирование  развития исследовательской и природоохранной деятельности молодежи.

Члены Комиссии способствуют развитию системы повышения профессиональной квалификации педагогических работников, оказывают поддержку профессиональному и личностному росту молодых учителей географии, участвуют в издании современных учебных пособий. Помогают в работе над проектами Русского географического общества, выступают в качестве экспертов при оценке заявок на гранты. Организуют экспедиции и полевые практикумы, проводят конкурсы в сфере географии и экологии, открытые заседания, конференции, лекции и круглые столы с участием молодежи и опытных специалистов.

Председателем Комиссии является Первый Вице-президент Русского географического общества, заведующий кафедрой геохимии ландшафтов и географии почв геофака МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН Н.С. Касимов. В состав  Комиссии входят ведущие специалисты в области географии, педагогики и методики преподавания – представители крупнейших университетов страны, ведущих научных и образовательных учреждений, учебно-методических центров, а также региональных отделений Русского географического общества.

Из истории Русского географического общества

Острая необходимость в создании комиссии при Императорском Русском географическом обществе по вопросам учебной географии возникла в связи с введением нового университетского устава 1884 года. Согласно уставу в университетах создавались кафедры географии. Ревизионная комиссия Общества внесла пожелание о разработке Обществом предложений по постановке преподавания географии в высших и специальных учебных заведениях. Созданную для этой цели в 1887 году комиссию возглавил будущий Вице-председатель Общества П.П. Семенов.

В 1907 году председателем Географо-педагогической комиссии стал Ю.М. Шокальский. Члены Комиссии готовили представление о необходимости введения физической географии в курс средних учебных заведений, обсуждали сложные и спорные вопросы географической педагогики, занимались критическим разбором учебников географии. По инициативе Общества в 1918 году в Петрограде было учреждено первое в мире специальное географическое высшее учебное заведение – Географический институт, а в 1919 году – Центральный географический музей.

В дальнейшем вопросы учебной географии не нашли отражения в деятельности Общества вплоть до созванного в 1933 году первого Всесоюзного съезда географов, в рамках которого работала школьная подсекция. Привлечение внимания широкого круга географов к вопросам географического образования способствовало возобновлению работы Общества в этой сфере деятельности.

Спустя некоторое время, в 1935 году, на общегородском совещании преподавателей географии средней школы поступило предложение об образовании Школьной комиссии при Государственном географическом обществе. Таким образом, в 1936 году Школьная комиссия под руководством В.А. Гаврилова официально приступила к работе. Активное участие в ее деятельности принимали учителя географии, которым было предложено проводить лекции, консультации, участвовать в географических экспедициях и других проектах с целью повышения общероссийского уровня географических знаний.

В 1940 году Школьная комиссия была преобразована в Школьно-методическую секцию в составе Комиссии пропаганды географических знаний, которая занималась разработкой учебно-методических вопросов. Секция организовывала такие лекции, как «Среднеазиатские путешествия Географического общества», «Как читать географическую карту», «Общегеографическая карта СССР в масштабе 1:1 000 000», и многие другие.

В 1951 году Школьно-методическая секция была преобразована в Отделение учебной географии, которое в этот период занималось вовлечением учителей в члены Общества, обсуждением проектов учебных планов и программ, экспертизой учебников, журналов, хрестоматий, сборников, постановкой вопроса о восстановлении Географического музея, организацией дальних экскурсий для учителей географии и оказанием методической помощи преподавателям.

С 1947 года началась организация специальных секций и комиссий школьной географии в региональных отделах и филиалах Общества. С участием филиалов и отделов были составлены и изданы учебники географии отдельных областей для 7–8 классов школ, а также учебные карты многих союзных республик и областей РСФСР. Региональные секции занимались проведением школьных конференций, созданием специальных лекториев для школьников и студентов, а также организацией экскурсий. Активная работа Отделения учебной географии и школьных комиссий в составе региональных отделов Общества продолжалась вплоть до 1990-х годов XX века.